Ваша реклама могла бы быть тут

СПМ-3 «Медведь» или MRAP по-русски

Бронемашины с повышенной степенью защиты от подрывов на противотранспортных минах впервые начали создаваться в ЮАР в конце 70-х годов прошлого столетия. Первой такой машиной стал южноафриканский БТР Casper, созданный для ведения противопартизанских действий в Намибии. Намного позднее, в начале уже XXI века, когда армиям ведущих капиталистических стран тактика партизанской войны была навязана в Афганистане и в Ираке, было принято решение перенять опыт южноафриканских инженеров. Тогда-то и появилось название программы – MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – минная стойкость и защита от действий из засад), предусматривающей создание семейства бронированных автомобилей с высокой защитой от подрыва на минах и фугасах и хорошие показатели баллистической защиты.

Когда-то в далеком 1997 г. в столице ОАЭ Абу-Даби во время демонстрационного показа подрыва бронеавтомобиля Casper на полигоне Макатра (Maqatra) при проведении международной выставки вооружений IDEX-97, один из авторов этой статьи стал невольным свидетелем одного разговора. Беседовали начальник Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ генерал-полковник С.А. Маев и главный конструктор отечественных колесных бронетранспортеров А.Г. Масягин. Генерал спросил у конструктора: «А ты сможешь сделать такую машину?», на что тот ответил: «Если будет такой заказ и финансирование, то без проблем». Кто помнит, с финансированием российской оборонки в то время проблем было, хоть отбавляй. Вспомнили о подобных машинах уже в ходе второй чеченской войны, через несколько лет.

Военные США и Великобритании, наступив на «афганские грабли», тоже вспомнили опыт военных из ЮАР. Компании BAE Systems, GM и другие стали лихорадочно скупать лицензии на производство южноафриканских броневиков и создавать на их основе обновленные версии подобных машин. Впоследствии эту программу назвали MRAP.

В России создание подобной машины было инициировано в 2004 г. руководством внутренних войск МВД России. Решение пришло на основе анализа действий силовых структур на Кавказе, когда в условиях «вялотекущего» военного конфликта основная масса потерь личного состава происходит в результате нападений бандформирований на автомобильные колонны. Использование для сопровождения таких колонн БТРов, БМП и даже танков – мера действенная, но затратная и вынужденная. Дело в том, что ресурс штатной бронетехники ограничен и несопоставим с ресурсом автомобилей. В силу этого были развернуты различные работы по «одеванию» в броню «УРАЛов» и «КАМАЗов». Это дает некоторый результат, но минирование дорог бандитами, все равно приводило к жертвам среди личного состава на таких автомобилях, особенно на «КАМАЗах». Попытка создания бронетранспортера сопровождения БПМ-97 (КАМАЗ-43269 «Выстрел») на шасси автомобиля КАМАЗ с колесной формулой 4x4 к успеху не привела. Броня машины не «держит» пулю Б-32, выпущенную из 7,62-мм снайперской винтовки СВД, а противоминная стойкость способна противостоять подрыву под машиной всего лишь ручной гранаты типа Ф-1 с мощностью тротилового заряда равного всего 60 граммам. Кроме того, «выползли» проблемы с размещением экипажа и десанта, с их посадкой и высадкой в бронемашину, проблемы с обслуживанием и надежностью узлов ходовой части и трансмиссии.

Первый российский MRAP взялись делать конструкторы ООО «Военно-инженерный центр» (ООО «ВИЦ») специализированного холдинга ООО «Военно-промышленная компания» и специалисты кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Баумана. В рамках ОКР «БТР-ВВ» ими была разработана и создана бронированная машина СПМ-3. Ведущим конструктором от ООО «ВИЦ» первоначально был Станислав Валерьевич Анисимов, а затем работу продолжил Михаил Юрьевич Киреев. От управляющей компании ООО «ВПК» координировал работу Владимир Лехкун. Коллектив конструкторов кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Баумана возглавил Александр Анатольевич Смирнов. Одной из основных целей ОКР ставилось достигнуть уровня защиты машин, создаваемых за рубежом в соответствии с программой MRAP.

Специальная бронированная полицейская машина СПМ-3 не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин СПМ-1 и СПМ-2 «Тигр», как показалось многим при первом знакомстве с опытным образцом, а представляет собой принципиально новую машину.

СПМ-3, которая получила наименование «Медведь», предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам ФСБ России, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

При разработке новой машины конструкторами ООО «Военно-инженерный центр» и специалистами МГТУ им. Баумана были использованы технические решения, обеспечивающие ее высокие потребительские свойства. В отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения не требующим специального сопровождения ГИБДД. В обитаемом отсеке машины могут разместиться 7 полностью экипированных бойцов, не считая водителя и командира машины. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и быстрого спешивания перевозимого личного состава группой под прикрытием машины.

В трансмиссии машины использованы серийные узлы и агрегаты автомобиля «УРАЛ», что обеспечивает высокую надежность, большой автомобильный ресурс (250000 км, ресурс двигателя – 800000 км) простоту и удешевление эксплуатации и ремонта. Благодаря использованию в СПМ-3 мощного (315 л.с.) серийно выпускающегося дизельного двигателя ЯМЗ-536 (на первом опытном образце был установлен двигатель ЯМЗ-7601) и независимой торсионной подвески на поперечных рычагах с гидравлическими телескопическими амортизаторами и передним стабилизатором поперечной устойчивости (ход колеса 300 мм) унифицированной с БТР 90, машина обладает высокой скоростью движения по бездорожью, проходимостью и плавностью хода. Эта машина, действительно, уникальна: ей не страшны ни бездорожье, ни шквальный огонь. Бетонные балки, ямы, непроходимая грязь, крутые подъемы и косогоры – только кажется, что эти препятствия для СПМ-3 массой в 14 тонн непреодолимы. Но совершенно играючи, с небывалой легкостью и изяществом она оставляет их позади.

Прежде чем представить новую разработку на суд боевых офицеров, инженеры почти год проверяли технику на прочность, подвергали ее самым серьезным испытаниям, в том числе буквально расстреливая в упор из автоматического оружия и снайперских винтовок СВД. Броня выдержала. И это качество офицеры называют едва ли не самым главным в новой технике. Затем был проведен отстрел по корпусу СПМ-3 из 12,7-мм снайперской винтовки ОСВ-96 патронами с пулей Б-32 с дальности 100 м. В этом случае броня была пробита, но сердечники бронебойных пуль либо застряли в спинках сидений, либо так и остались торчать застрявшие в броне. Результаты этих испытаний подтолкнули конструкторов к повышению в перспективе баллистической защиты машины на еще более высокий уровень.

В связи с этим о защищенности СПМ-3 стоит рассказать особо. На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита. Применительно к отечественному ГОСТ Р 50963-96 по баллистической защите машина соответствует 6А классу. Другими словами корпус и бронестекла машины «держат» попадание 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД.  Противоминная стойкость бронеавтомобиля «Медведь» позволяет выдержать подрыв под колесом или днищем взрывного устройства эквивалентного 7 кг тротила. При этом все члены экипажа, находящиеся внутри машины не получат каких-либо серьезных травм или ранений.

Высокий уровень противоминной защиты обеспечен использованием в конструкции машины целого комплекса защитных мер. Это, прежде всего, несущий корпус капотной компоновки с большой высотой (более 1 м) размещения обитаемого отсека и V-образным днищем. Корпус «Медведя» бронированный, несущий, сваренный из листов броневой стали. Обитаемое отделение – однообъемное. В крыше корпуса выполнены два люка. Все стекла – пулестойкие, вклеены в броневые рамки и представляют собой съемные оконные модули. При замене поврежденного оконного модуля в сборе вклейка стекла не требуется. По бортам корпуса размещены съемные подвесные модули. С целью повышения баллистической защиты периметра обитаемого отделения внутри корпуса могут быть смонтированы дополнительные съемные бронеэлементы. Уровень защищенности, в этом случае, будет определяться конструкцией устанавливаемых бронеэлементов. На днище корпуса могут быть установлены элементы противоминной защиты.

Клиренс машины составляет 500 мм, это больше, чем даже на танках, БМП и БТРах. Противоминная защита обеспечивается также за счет установки энергопоглощающих экранов, применения специальной геометрии и конструкции днища корпуса.

Все кресла экипажа оборудованы противоперегрузочными механизмами, четырехточечными ремнями безопасности и подножками с энергопоглощающими  матами. Крепление кресел экипажа осуществлено на бортах и крыше корпуса. По требованию Заказчика возможна установка сидений других конструкций и производителей.

Обшивка внутренней поверхности корпуса противоосколочными экранами позволяет из материала антиосколочной защиты (АОЗ - более современный аналог «кевлара») обеспечить защиту экипажа от вторичных осколков при попадании в корпус пуль, фрагментов снарядов и мин, исключить рикошет от противоположного борта при пробитии корпуса, улучшить эргономические показатели интерьера, а также термо- и шумоизоляцию корпуса.

С целью предотвращения гибели членов экипажа при подрывах машины на взрывных устройствах от затекающей волны в конструкции днища корпуса удалось избежать различных технологических отверстий. С этой целью используется система электропневматического привода управления коробкой передач, раздаточной коробкой и блокировкой дифференциалов. Кроме повышения защитных свойств эта система обеспечила легкость управления машиной.

Благодаря установленной на машине системе постановки аэрозольных завес (разработка ФГУП «ФНПЦ «НИИ Прикладной химии»), способной в считанные секунды скрыть машину от прицельного огня противника, она может быстро выйти из-под обстрела. При этом образующаяся завеса скрывает машину не только в поле зрения обычных оптических приборов прицеливания и наблюдения, но и оптико-электронных, в том числе и тепловизионных.

Для ведения огня из табельного оружия, перевозимого в салоне личного состава, в бортовых и кормовых окнах машины оборудованы закрывающиеся броневыми заслонками амбразуры. Применение высокоэффективной климатической установки, обеспечивающей комфортный микроклимат в обитаемом отделении корпуса при эксплуатации в интервале температур окружающего воздуха от минус 45°C до плюс 50°C; Эргономика внутреннего объема ориентирована на максимальное удобство посадки и высадки, а также длительное нахождение личного состава внутри машины.

Большой полезный внутренний объем машины (10,5 м3) обеспечивает возможность и удобство размещения различных видов специального оборудования; Применение блочно-модульного принципа построения обеспечивает высокий уровень ремонтопригодности.

По требованию заказчика СПМ-3 «Медведь» может оборудоваться различными комплектами специального оборудования в зависимости от специфики решаемых задач. Это могут быть дистанционно-управляемые системы вооружения, блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств БРВУ, прибор радиационной и химической разведки, комплект модулей постановки дымовых завес БТД, фильтровентиляционная установка ФВУ-100, периметровая нелетальная защита «Рулет ВВ», ксеноновый дистанционно управляемый прожектор ОУ-5М с функцией работы в режиме стробоскоп, система пожаротушения колес «Допинг», специальное громкоговорящее устройство СГУ-500, проблесковые маячки и другие системы.

Чувство гордости вызывает тот факт, что всё до мельчайших деталей машины – продукция российских заводов.

Впервые официальное представление первого опытного образца СПМ-3 состоялось на 12-й Международной выставке средств обеспечения безопасности государства INTERPOLITEX, которая прошла в конце октября 2008 года в Москве на территории ВДНХ. ООО «Военно-промышленная компания» тогда представила эту свою новую разработку в виде видеопрезентации и на плакатах. Натурный образец этой машины на выставке участие не принял, поскольку в это время готовился для демонстрации руководству силовых структур. Но, несмотря на отсутствие натурного образца СПМ-3, машина на выставке вызвала огромный интерес специалистов и посетителей.

Буквально через несколько дней после завершения работы выставки INTERPOLITEX  на одной из автомобильных баз МО РФ в г. Москве состоялся показ техники, производимой и поставляемой силовым структурам страны ООО «Военно-промышленная компания» руководству министерства обороны.

Еще через неделю машина была представлена высшему руководству Министерства внутренних дел РФ. На территории одной из подмосковных частей Внутренних войск МВД России был организован показ новой техники, на который прибыли Министр внутренних дел России генерал армии Р.Г. Нургалиев и сопровождавшие его главнокомандующий Внутренними войсками МВД России генерал армии Н.Е Рогожкин, заместитель главнокомандующего ВВ МВД по вооружению генерал-лейтенант С.П. Юрченко, командующий войсками Центрального регионального командования ВВ МВД генерал-полковник А.Г Львов и другие генералы и офицеры МВД России.

Через несколько дней, после того как с новой техникой ознакомился министр внутренних дел, эта же линейка машин была продемонстрирована на территории отдельной дивизии особого назначения (ОДОН) для участников проходящего во внутренних войсках МВД России оперативного сбора руководящего состава. Он проходил под руководством главнокомандующего Внутренними войсками МВД России генерала армии Н.Е Рогожкина.

Не дожидаясь прибытия на точку показа участников сборов, главнокомандующий ВВ МВД РФ лично проверил ходовые качества перспективных образцов машин, в первую очередь, СПМ-3. Генерал армии Н.Е. Рогожкин опробовал машину на плацу ОДОНа, а затем умело провел её по всем препятствиям, безукоризненно выписывая «восьмерки» в ограниченных проходах, преодолел вертикальную стенку и гребенку.

Впоследствии в ходе испытаний и доработки СПМ-3, которые главнокомандующий ВВ МВД РФ держал под личным контролем, машина претерпела ряд изменений. Сильно изменился внешний облик машины, он стал более современным, благородным. Основные характеристики машины остались в рамках требований ТЗ. Но в обновленном броневике были реализованы ряд отечественных «ноу-хау», которые были запатентованы.

Так, например, для облегчения обслуживания силовой установки и облегчения замены силового агрегата, на СПМ-3 «Медведь» был установлен, разработанный конструкторами ООО «ВИЦ», механизм выдвижения двигателя. Это устройство обеспечивает при открывании бронированных капота и облицовки двигателя, отсоединить его от трансмиссии и выдвинуть вперед примерно на метр. В таком положении силовой агрегат и обслуживающие его системы доступен со всех сторон. Более того, в этом положении двигатель можно запускать и контролировать его работу. А время замены силового агрегата силами водителя с использованием кран-балки или «летучки» не превышает 4 часов.

Еще одним новшеством стало то, что все основные фильтры обслуживающих работу двигателя систем (смазки, топливной, воздушной и т.д.) установлены в одном месте. Благодаря этому процедура обслуживания и замены фильтров значительно облегчилась и открытием всего одной крышки. Такие меры позволили резко сократить время, необходимое для производства обслуживания или ремонта машины.

Ведущие мосты, раздаточная коробка и карданные передачи могут обслуживаться и демонтироваться снизу автомобиля без проведения дополнительных работ.

По требованию Заказчика на машинах может быть установлено следующее дополнительное оборудование:

- централизованная система регулирования давления воздуха в шинах, управляемая с места водителя;

- полноразмерное запасное колесо на крыше на держателе с редуктором подъема-спуска;

- электрическая лебедка WARN DC 18000 с тяговым усилием до 6800 кгс и длиной троса 27 м;

- предпусковой подогреватель-отопитель WEBASTO THERMO E 320;

- система кондиционирования с двумя независимыми испарителями;

- комплексом вооружения и различными комплектами специального оборудования.

Бронированный автомобиль СПМ-3 ВПК-3924 «Медведь» полностью прошел весь комплекс испытаний и приказом Министра внутренних дел в феврале 2016 г. был принят на снабжение МВД.

 

Основные технические характеристики СПМ-3 «Медведь»

 

Полная масса, кг                                                       14 000

Колесная формула                                                     4х4

Длина x ширина x высота, мм                                 6140 x 2500 x 2700

Клиренс, мм                                                               500

Количество посадочных мест, чел.                         9

Тип и мощность двигателя, л.с.                               ЯМЗ-53601, 315

Максимальная скорость, км/ч:

- по шоссе                                                                   не менее 100

- по бездорожью                                                        30-40

Запас хода по шоссе, км                                           1000

Наверх