Ваша реклама могла бы быть тут

Ударные беспилотные летательные аппараты

Боевой расчет подвешивает торпеду Mk 44 на БЛА QH-50D

В последнее время беспилотные летательные аппараты все активнее вытесняют традиционные пилотируемые самолеты и вертолеты из различных сфер боевого применения авиации, включая нанесение ракетно-бомбовых ударов и реализацию мероприятий радиоэлектронного противодействия в целях обеспечения действий ударных групп пилотируемой авиации.

 

История создания и практического применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА) насчитывает уже более полувека, но фактически до начала XXI века беспилотная авиация решала преимущественно вспомогательные, разведывательные задачи, да и то в ограниченном масштабе. На протяжении десятилетий БЛА применялись в своем подавляющем большинстве для поиска новых или разведки (доразведки) ранее выявленных целей противника и выдачи данных по ним, однако стремительное технологий позволило разработчикам в конечном итоге перейти к созданию вначале разведывательно-ударных авиационных комплексов с БЛА, способными нести различное ракетно-бомбовое и стрелково-пушечное вооружение, а затем и к созданию полноценных боевых БЛА (ББЛА), основная задача которых – нанесение ударов по различных объектам (целям) противника.

Однако идея создания ББЛА не столь нова. Еще в декабре 1940 г. в американском журнале «Популярная механика» вышла статья «Robot Television Bomber», в которой рассматривалось предложение доктора наук и крупного специалиста в области радиотехники Ли Де Фореста и инженера по ТВ-системам У. Арманда Санабрия о создании ударного БЛА, так называемого «робота-бомбардировщика», который «в полете будет наводиться и управляться посредством радиосвязи с самолета управления, который может находиться на расстоянии до 10 миль (ок. 16 км – прим. В.Щ.)». Авторы статьи также указывали, что «по мнению инженеров, это будет одномоторный самолет, боевую нагрузку которого составят одна бомба крупного калибра или несколько бомб малого калибра, а в его фюзеляже будет размещен ТВ-передатчик и радиоприемник. ТВ-передатчик, который будет трудно засечь и поставить ему помехи, будет передавать картинку местности перед или непосредственно под роботом-самолетом. Получив данную информацию от робота-бомбардировщика, пилот самолета управления сможет успешно осуществлять прицеливание и сброс бомб. Радиокоманды будут приниматься роботом-самолетом на дипольную антенну, расположенную в хвосте, и ограниченную от приема каких-либо иных сигналов, кроме радиокоманд с самолета управления».

При этом взлет «летающей бомбы» планировалось осуществлять с аэродрома базирования при помощи радиокоманд с наземного КП, после чего управление должно было передаваться на находящийся в воздухе самолет управления. «Робот-бомбардировщик» планировалось использовать для бомбардировки различных целей или пикирования на цель для ее уничтожения.

Впрочем, данные идеи в жизнь претворены так и не были, а первое практическое решение задачи по созданию разведывательно-ударного БЛА было осуществлено в конце 1950-х годов – по заказу ВМС США был разработан дистанционно-управляемый противолодочный вертолет QH-50 DASH, имевший небольшую, около 1000 кг, взлетную массу, выполненный по соосной схеме и оснащавшийся поршневым двигателем мощностью 330 л.с. По командам корабельной системы наведения, получавшей информацию от ГАС корабля-носителя, БЛА выходил в район нахождения ПЛ и сбрасывал там противолодочную самонаводящуюся торпеду. Боевой радиус действия БЛА составлял 50-70 км, ограничиваясь дальностью действия ГАС корабля-носителя и радиокомандной системы управления БЛА. Всего построили более 750 БЛА, которые до 1970 г. стояли на вооружении ВМС США.

 

RQ-8А «Файр Скаут» стал первым беспилотным вертолетом, успешно применившим боевые ракеты – две 70-мм НАР Mk 66 – по наземным целям.

Однако в то же время в интересах ВВС США была начата реализация программы «HAVE LEMON», имевшей целью изучение возможности создания БЛА, способного эффективно осуществлять подавление системы ПВО противника для обеспечения безопасного применения пилотируемых самолетов штурмовой и бомбардировочной авиации. В программе задействовали несколько модернизированных БЛА BQM-34A «Файрби», выпускавшихся компанией «Теледайн Райан» и принятых на вооружение ВВС и ВМС, а под обозначением MQM-34D – в СВ США.

 

Данные БЛА были модифицированы под носители УР «Мэйверик» и планирующих бомб HOBOS с телевизионной системой наведения – вооружение размещалось на двух подкрыльевых пилонах. Кроме того, БЛА был дооснащен ТВ-камерой переднего обзора и приемопередающей аппаратурой, которую разместили в контейнере на законцовке киля. Модифицированным БЛА было присвоено обозначение BGM-34A, в конце 1971 г. они приступили к испытаниям. Их результаты были столь обнадеживающими, что ВВС приняли решение приступить к следующему этапу программы: часть БЛА переоборудовали в вариант BGM-34B – с удлиненной носовой частью, в которой разместили ИК систему (по некоторым данным, еще и ТВ-систему низкой освещенности) и лазерный целеуказатель для применения УАБ с лазерной СН. Проведенные в 1973-74 гг. испытания были успешными, и «Теледайн Райан» переоборудовала часть БЛА «Лайтнинг Баг» в разведывательно-ударные БЛА BGM-34C.

Впрочем, по ряду причин в 1979 г. опытная эскадрилья разведывательно-ударных БЛА была расформирована, а почти шесть десятков аппаратов отправили на хранение. Следующий раз вооруженный БЛА «Файрби» появился на публике только в 2003 г. – во время одной из выставок, посвященных беспилотной авиации, он был продемонстрирован в экспозиции компании «Нортроп Грумман» в варианте с двумя ПТУР «Хеллфайр» и контейнером для специальной аппаратуры.

Сегодня тема боевых БЛА переживает ренессанс, причем многие разведывательные БЛА среднего и тяжелого класса могут быть превращены в разведывательно-ударный вариант путем замены бортовой разведывательной аппаратуры на те или иные боевые средства, либо же добавлением боевых средств за счет сокращения массы иной полезной нагрузки. Примеры: «терминатор террористов» MQ-9 «Рипер» создан путем модификации и довооружения ракетами «Хеллфайр» разведывательного БЛА MQ-1 «Предейтор» и даже первоначально носил название «Предейтор» В, а создававшиеся изначально как разведчики беспилотные вертолеты «Файр Скаут» и S-100 «Камкоптер» уже успешно прошли испытания по применению различного вооружения и теперь рассматриваются в качестве многоцелевых беспилотных авиационных систем (БАС) корабельного базирования. Однако в последние 3-5 лет на испытания постепенно вышли прототипы БЛА, изначально спроектированных для решения ударных задач: американские БЛА по программе UCLASS, европейские БЛА «Таранис» и «Ньюрон» и др. Работы по созданию тяжелых ударных БЛА ведутся и в России – компаниями РСК «МиГ» и «Сухой».

Задачи боевых БЛА

Привлечение БЛА – носителей тех или иных видов авиационных средств поражения возможно для решение следующих задач:

  • разведывательно-ударная — осуществление разведывательно-поисковых действий в целях обнаружения заданной цели (типа целей) или оперативного выявления целей, представляющих опасность, и при необходимости выполнение их обстрела (атаки) в автоматическом режиме или по командам оператора БЛА;
  • ударная — нанесение ударов с применением стрелково-пушечного и/или ракетно-бомбового вооружения по заранее выявленным стационарным или мобильным целям с известными координатами или находящимися в ограниченном районе театра военных действий и не имеющими сильной системы ПВО/ПРО;
  • подавление системы ПВО/ПРО — нанесение ударов с применением высокоточного ракетно-бомбового вооружения по объектам системы противовоздушной и противоракетной обороны противника, особенно в тех случаях, когда решение той же задачи с применением пилотируемых летательных аппаратов затрудненого по различным причинам (например, нанесение удара по объектам системы ПВО/ПРО требует от атакующего летательного аппарата выполнения маневров, превыщающих лимит, установленный для летчиков), либо же сопряжено с высоким риском человеческих потерь. В данном случае удары могут наноситься как по объектам с заранее известными координатами (данная задача в зарубежной литературе обозначается как « pre-emptive SEAD» и подразумевает реализацию таких сценариев, как, например, «расчистка» определенного коридора в системе ПВО/ПРО противника перед применением в данном районе ТВД группы пилотируемых самолетов или вертолетов), так и по объектам, оперативно выявляемым в процессе проведения той или иной операции («reactive SEAD»). Например, в процессе нанесения массированного авиаудара с применением пилотируемых самолетов или вертолетов.

 

Беспилотный вертолет S-100 «Камкоптер» австрийской компании «Шибель» успешно прошел испытания на применение перспективной ракеты LMM.

При этом в первых двух случаях возможно применение как специализированных ударных БЛА, так и «беспилотников», разработанных изначально как летательные аппараты разведывательного назначения. Характерный пример – американский БЛА типа «Предейтор», создававийся изначально сугубо для решения задач разведки и выдачи целеуказания на свои огневые средства и данных по текущей оперативной обстановке для командиров подразделений различного звена, но впоследствии доработанный под носитель авиационных средств поражения – управляемых ракет (УР) класса «воздух – поверхность» и управляемых (корректируемых) авиабомб (УАБ/КАБ). Сюда же можно отнести и БЛА типов «Рипер» и «Грей Игл», представляющие собой, соответственно, дальнейее развитие и доработанную модификацию БЛА типа «Предейтор», а также израильский «Гермес-450».

 

Дополнительные требования при решениии данных двух задач могут предъявляться, по большому счету, лишь к величине полезной нагрузки и дальности и продолжительности полета конкретного БЛА. В частности, если он предназначается для решения задачи боевого патрулирования, то есть нахождения в назначенном районе и ожидания данных целеуказания для последующего нанесения огневого удара по той или иной цели, то он должен обладать достаточно высокой продолжительностью полета, а также – делательно – высотой полета, приемлемой для обеспечения высокой скрытности его действий в «режиме ожидания на позиции».

Однако для решения третьей задачи применение выше указанных разведывательно-ударных БЛА не целесообразно или вовсе не возможно, поскольку решение данной задачи сопряжено с практически неизбежным попаданием под сильное огневое воздействие сил и средств ПВО/ПРО противника, а потому требует применения беспилотных летательных аппаратов специальной разработки, отличающихся более высокими летно-техническими и маневренными характеристиками (особенно при полете на малых и предельно малых высотах), существенно меньшей заметностью в различных диапазонах (включая активное применение «стелс»-технологий) и более высокой живучестью, включая высокую стойкость к различным боевым повреждениям. При этом высокая боевая живучесть такого БЛА может в конкретных случаях обеспечиваться, в том числе, и за счет определенного снижения его летно-технических характеристик или уменьшения массы полезной нагрузки или дальности полета.

Подчеркнем, что на раннем этапе развития разведывательно-ударных и ударных БЛА военными и разработчиками предпринимались попытки создания многоцелевых ударных авиационных платформ, способных решать задачи по атаке как слабо, так и сильно защищенных целей, однако в конечном итоге был сделан вывод о бесперспективности данного направления развития ББЛА ввиду того, что получаемый в результате авиационный комплекс характеризуется существенно возросшими массо-габаритными характеристиками и намного более высокой стоимостью разработки и эксплуатации. Поэтому разработка БЛА для атаки легко и сильно защищенных целей осуществляется сегодня по различным, достаточно существенно отличающимся друг от друга направлениям.

Причем если в первых двух случаях возможно равно эффективное применение БЛА в ручном (по командам оператора), полуавтоматическом или автоматическом режимах управления, то при решении задачи прорыва системы ПВО/ПРО противника, как представляется, наиболее эффективно может применяться, только автоматический режим работы. В редких случаях полезным может оказаться и полуавтоматический режим управления. Причина заключается в том, что при прорыве системы ПВО/ПРО противника с высокой долей вероятности возможно нарушение работы системы обмена данными по всем каналам – как результат активного применения противником систем радиоэлектронной борьбы. В итоге после выхода на конечный участок маршрута БЛА должен переходить в автоматический режим управления и осуществлять свои дальнейшие действия в строгом соответствии с заложенной в его бортовую цифровую вычислительную машину программой и по имеющимся алгоритмам поведения БЛА в различных боевых сценариях.

Однако в данном случае важно также решение и другой задачи – донесения до специалистов наземного командного пункта или до командного состава, осуществляющего руководство текущей операцией, информации о результатах выполненного огневого удара, поскольку от того, достигнута ли цель миссии полностью или частично или не достигнута вовсе – зависит характер последующих действий командования и в конечном итоге судьба всей операции, а также, что особенно важно, судьба многих военнослужащих. Поэтому в рамках решения задачи по уничтожению средств ПВО/ПРО противника возникает необходимость применения не одиночных специализированных одиночных БЛА, а интегрированной авиационной системы, включающей как непосредственно ударные «беспилотники», так и разведывательные БЛА, способные провести оценку результатов боевого применения первого и передать собранную информацию на командный пункт (в штаб).

 

«Терминатор террористов» БЛА типа MQ-9 «Рипер», вооруженный УР «Хеллфайр», на объединенной авиабазе Баллад (Ирак), 10 ноября 2008 г.

Кроме того, при решении ударных задач различного типа важное внимание следует уделять и авиационным средствам поражения, применяемым БЛА и накладывающим определенный отпечаток на требования, предъявляемые к БЛА-носителям. В частности, применение авиационных средств малой дальности (стрелково-пушечное вооружение, управляемые и неуправляемые ракеты малой дальности, управляемые и корректируемые авиабомбы малой дальности и обычные авиабомбы) требует от своих носителей более высокой живучести и более высоких летно-технических и маневренных характеристик, включая обеспечение максимально возможного снижения заметности БЛА в различных диапазонах, позволяющих ему выполнять, в том числе и полет на малых и предельно малых высотах.

 

При этом определенные требования предъявляются и к системам самонаведения применяемых авиационных средств поражения, которые должны уверенно обнаруживать и классифицировать различные цели, осуществляя выбор необходимой (заданной) или наиболее приоритетной в данном конкретном случае, а также к системе управления БЛА-носителя, который при рассматриваемом сценарии боевого применения практически всегда будет действовать совместно с пилотируемыми ЛА, причем одновременно и в одном географическо-информационном пространстве.

С другой стороны, применение авиационных средств поражения большой дальности позволяет БЛА-носителю выполнять атаку назначенной цели с больших высот и дальности, зачастую вне зоны досягаемости средств ПВО/ПРО противника и, таким образом, не накладывает в большинстве случаев дополнительных специфических требований к БЛА-носителю, исключая наличие приемлемых дальности и высоты полета.

Следует также отметить, что кроме трех выше перечисленных задач, с помощью БЛА возможно эффективное решение и «условно ударной» задачи – осуществление мероприятий радиоэлектронной борьбы, а именно подавления различных радиоэлектронных средств противника. В особенности – радиолокационных средств и систем управления ПВО/ПРО противника, а также нарушение работы его средств связи и т.п.

 

Разведывательно-ударный БЛА MQ-1 «Предейтор» с двумя УР «Хеллфайр».

Преимущества БАС в данном случае аналогичны тем, которые имеют место в случае использования БЛА для решения ударных задач: снижение потерь среди личного состава; возможность снижения массо-габаритных характеристик и заметности БЛА-носителя ввиду отсутствия необходимости размещения летчиков и системы их жизнеобеспечения (в свою очередь, снижение заметности обеспечивает БЛА-носителю более высокую вероятность подхода к цели незамеченным противником), а также возможность обеспечения ЛА более высоких летно-технических и маневренных характеристик (например, более высокие перегрузки при боевом маневрировании), повышающих эффективность его применения по предназначению.

 

Кроме того, в случае с БЛА РЭБ отсутствие на борту летчика позволяет разместить на «беспилотнике» системы с более высоким уровнем излучения, которое на пилотируемом аппарате размещать нельзя по причине его серьезного негативного воздействия на летчика. С другой стороны, постановка помех требует значительного количества энергии для бортовых систем РЭБ (исключая их применение на незначительной дистанции до цели), что приводит к росту массо-габаритных характеристик БЛА-носителя и повышению его заметности. Принимая во внимание эти и ряд других замечаний, военные специалисты ведущих зарубежных стран мира все более активно выступают за использование на БЛА РЭБ передатчиков помех одноразового применения.

В заключение теоретической части следует отметить, что особенности задач, для решения которых предназначаются разведывательно-ударные и ударные БЛА, накладывают на них ряд дополнительных определенных требований, не указанных выше:

  • наличие высокозащищенной и устойчивой к различным помехам систем управления и обмена данными (особенно в случае с БЛА, предназначенными для действий в условиях непосредственного соприкосновения с противником, что предусматривает наличие сильного радиоэлектронного противодействия с его стороны);
  • поскольку обеспечить полную защищенность системы обмена данными (связи) по радиоканалу или каналу спутниковой связи от радиоэлектронного противодействия противника обеспечить в современных условиях для ББЛА обеспечить не представляется возможным, данные БЛА должны обладать повышенной степенью автономности действий, в том числе возможностью эффективного реагирования на быстро меняющиеся условия тактической обстановки;
  • для БЛА, предназначенных для решения задач радиоэлектронного противодействия, дополнительно необходимо наличие в составе его бортового целевого оборудования высокоинтеллектуальной системы, способной выявлять различные известные и каталогизированные источники электромагнитного излучения противника и ставить им соответствующие помехи, а также имеющей возможность оперативной адаптации к изменяющимся условиям тактической обстановки — быстрой перестройке по частоте выставляемых помех, выявления и блокирования новых источников электромагнитного излучения, а также эффективного и своевременного реагирования на новую тактику действий, применяемую противником и т. п. В случае отсутствия такой системы, необходимо наличие помехоустойчивой системы обмена данными с высокой пропускной способностью, которая обеспечит решение всех выше указанных задач усилиями опытных специалистов РЭБ, находящихся на сопровождающих БЛА самолетах или на наземных (корабельных) пунктах управления.

Новый виток истории

 

Разведывательно-ударный БЛА MQ-9 «Рипер» несет четыре УР «Хеллфайр» на внешних подкрыльевых пилонах и две УАБ GBU-12 «Пейвуэй» II на внутренних подкрыльевых пилонах.

Самым известным на сегодня БЛА, способным применять различные авиационные средства поражения, включая высокоточные, является принятый на вооружение ВВС и ЦРУ США беспилотный разведывательно-ударный БЛА типа MQ-1 «Предейтор», а также его усовершенствованный вариант MQ-9 «Рипер». Данные БЛА американские военные и спецслужбы успешно применяют для уничтожения террористов, начиная с 2001 г. Первая боевая операция проведена в Афганистане, в 2002 г. настала очередь Йемена, а затем – Ирака, Пакистана, Сомали и Ливии.

 

История БЛА типа «Предейтор» началась в 1989 г. – тогда в воздух поднялся БЛА «Гнат 750», созданный специалистами компании «Лидинг Системс». Последняя вскоре стала испытывать финансовые затруднения и в 1991 г. ее приобрела компания «Дженерал Атомикс». На тот момент в постройке, в разной степени готовности находились восемь БЛА «Гнат 750», которые фактически и были использованы в качестве базы для создания новой командой специалистов БЛА типа «Предейтор». Причем уже в 1993 г. «Дженерал Атомикс» удалось заключить первый экспортный контракт – на БЛА «Гнат 750»: турецкие ВВС приобрели 22 БЛА, включая шесть «Гнат 750» и 16 «Гнат» ER.

Вскоре поступил первый заказ и от американского правительства – для применения на Балканах руководство ЦРУ США пожелало приобрести партию БЛА типа «Гнат 750», причем в начале 1994 г. группа ЦРУ уже отправилась с одним «Гнат 750» в Албанию для ведения разведки и наблюдения за объектами на территории тогдашней Югославии. Впрочем, БЛА постоянно преследовали поломки и в конечном итоге группу вывели на родину, хотя это не сказалось на программе «Гнат 750». Выпуск БЛА продолжался, была также создана модернизированная модификация «Усовершенствоанный Гнат» с более мощным двигателем с турбонаддувом, уменьшенная версия «Проулер» длиной 4,24 м, с размахом крыла 7,31 м, и продолжительностью полета до 16 ч., а также новая модификация «Гнат 750-45», которой вскоре и присвоили обозначение «Предейтор».

Контракт на разработку нового разведывательного БЛА «Дженерал Атомикс Аэронотикс Системс» получила в январе 1994 г. и до июня 1996 г. должна была завершить фазу демонстрации технологий и прототипа, в рамках данного этапа заказчик оплатил поставку на испытания трех разведывательных систем, включавших три наземные станции управления и 12 БЛА. Официальная же презентация БЛА «Предейтор» состоялась в 1995 г. – с апреля по май того года опытный «Предейтор» участвовал в летных испытаниях на полигоне ВС США, в рамках комплексного учения «Roving Sands 1995». Результаты испытаний были весьма обнадеживающими, и ВПР США было принято решение летом того же года отправить одну разведывательную систему на Балканы (по другим данным, первые БЛА прибыли в Албанию, в район Гьядри, еще весной 1995 г., но эти данные не подтверждены официально). К началу же антитеррористической кампании в Афганистане в 2001 г. ВВС США уже подписали контракты на поставку 60 аппаратов типа «Предейтор», из которых, по официальным данным командования ВВС, в последовавших операциях было потеряно 20, в основном – по причине сложных метеоусловий и ошибок операторов. Начиная с 2002 г. все «предейторы» носят принятое в ВВС США официальное войсковое обозначение MQ-1 («М» - многоцелевой). Кроме того, они были закуплены для ВВС Великобритании и Италии.

После оценки результатов первого этапа эксплуатации базового БЛА типа «Предейтор» было принято решение осуществить его доработку – в результате были созданы разведывательный и разведывательно-ударный варианты БАС с БЛА типа «Предейтор»: RQ-1B (разведывательная) и MQ-1В (разведывательно-ударная), а сами БЛА стали обозначаться соответственно RQ-1L и MQ-1L. Среди основных отличий нового БЛА можно назвать более мощную силовую установку на базе четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом, что позволило увеличить размеры и массу аппарата, наличие антиобледенительной системы и, самое главное, возможность применения различных средств поражения, для чего «беспилотник» был оборудован подкрыльевыми пилонами и лазерным целеуказателем. Варианты вооружения: две УР AGM-114 «Хеллфайр», либо четыре УР AIM-92 «Стингер» класса «воздух – воздух», либо шесть УР «Гриффин» класса «воздух – поверхность». Испытания вооруженного «Предейтора» были проведены 21 февраля 2001 г. – из трех выпущенных ПТУР «Хеллфайр» все попали в неподвижный танк-мишень, хотя последующие испытания в том же году – в мае и июне – были менее успешными, поскольку возникали ошибки и промахи. Интересно, что во время испытаний даже имитировался обстрел «предейторами» одной из афганских резиденций Осамы бин Ладена.

 

БЛА MQ-1C «Грей Игл» принят на вооружение СВ США в качестве основного разведывательно-ударного БЛА.

Принятый на вооружение разведывательно-ударный БЛА получил обозначение MQ-1A. В настоящее время БЛА семейства RQ-1/MQ-1 состоят на вооружении ВВС, ЦРУ и подразделений таможенной и пограничной службы США, ВВС Италии (32-й авиаполк) и Великобритании (39-я эскадрилья), запрос на шесть MQ-1 получен от ВВС Турции. 3 марта 2011 г. ВВС США получили последний аппарат данного типа – больше они поставляться американским военным или другим правительственным агентствам США не будут, т.к. силовые ведомства США переходят на другие типы разведывательно-ударных или боевых БЛА.

 

В частности, командование СВ США по итогам тендера на новый многоцелевой БЛА увеличенной дальности в августе 2005 г. выбрали БЛА MQ-1C «Уорриор», позже переименованный в «Грей Игл» и отличающийся наличием поршневого двигателя Thielert Centurion 1.7 HFE мощностью 135 л.с., увеличенным до 17 м размахом крыла, возросшим до 8840 м практическим потолком, боевым радиусом 400 км и продолжительностью полета 30-36 ч. Масса полезной нагрузки во внутреннем отсеке – 261 кг, на внешней подвеске – 227 кг. Масса топлива – 272 кг.

В состав БРЭО включены комбинированная система в составе РЛС с синтезированной апертурой луча AN/ZPY-1 и системой слежения за мобильными наземными целями, а также мультиспектральная прицельная система AN/AAS-52 MTS, тогда как на подкрыльевых пилонах можно подвешивать до четырех УР AGM-114 «Хеллфайр» или УР AIM-92 «Стингер», либо планирующие бомбы GBU-44/B «Вайпер Страйк». Первый контракт оценивался в 399 млн. долл. (доработка системы и организация малосерийного производства), новая БАС достигла состояния оперативной готовности в 2009 г., а в июне 2010 г. первые четыре «серых орла» в невооруженном варианте были направлены в Афганистан. После успешного проведения в феврале 2011 г. на иракском полигоне Шэдоу Рэндж стрельб шестью УР «Хеллфайр» данные БЛА разрешены к применению в качестве ударных. Всего командование СВ США планирует поставить на вооружение 11 БАС, каждая из которых включает 12 БЛА и пять наземных станций управления (совокупная стоимость такого парка достигнет 1 млрд. долл.).

После успешной эксплуатации БЛА семейства «Предейтор», представители заказчика – ВВС США – стали высказывать пожелания о необходимости создания более крупного, с лучшими ЛТХ и более мощным вооружением варианта. Итогом работы специалистов «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системс» стал разведывательно-ударный БЛА, получивший первоначально обозначение «Предейтор» В, – первый полет опытный БЛА (Predator B-001) выполнил 2 февраля 2001 г. Аппарат был оснащен турбовинтовым двигателем Allied Signal Garrett AiResearch TPE-331-10T мощностью 950 л.с. и в целом внешне был схож с БЛА «Предейтор», но имел более длинный и широкий фюзеляж, увеличенный с 14,6 до 20,0 м размах крыла, возросшие скорость (390 км/час) и массу полезной нагрузки (340 кг мог поднять на высоту 15200 м). Продолжительность полета – не менее 30 ч.

Основываясь на результатах первых испытаний, «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системс» разработала два варианта БЛА:

  • Predator B-002 — с ТРД Williams FJ44-2A тягой 10,2 кН, с полезной нагрузкой массой 215 кг, практическим потолком 18300 м и продолжительностью полета 12 ч.,
  • Predator B-003, получивший затем название «Альтаир»: размах крыла — 25,6 м, взлетная масса — 3175 кг, масса полезной нагрузки — 1360 кг, двигатель — ТВДTP-331-10T, практический потолок 15800 м, продолжительность полета — не менее 36 ч.

ВВС США заказали для оценочных испытаний два прототипа – B-001 и B-002, но на последнем ТРД вскоре заменили на ТВД TPE-331-10T. В октябре 2001 г. ВВС США подписали контракт на поставку двух БЛА, после проведения оценочных испытаний, которых разместили заказ на серийные машины. Принятый на вооружение БЛА получил обозначение MQ-9 «Рипер», в сентябре 2007 г. первые БЛА были направлены в Ирак, к октябрю 2007 г. ВВС располагали уже девятью БЛА «Рипер», а к декабрю 2010 г. – 57 машинами, имея планы на закупку еще 272 БЛА.

 

Вероятным разведывательно-ударным БЛА турецких Вооруженных сил может стать БЛА типа «Анка» взлетной массой 1,5 т, разработанный местной компанией «Туркиш Аэроспейс Индастриз» и способный находиться в воздухе до 24 часов.

БЛА типа «Рипер» отличался от предшественника большими размерами и массой (размах крыла – 20 м, длина максимальная – 11 м, масса пустого – 223 кг, максимальная взлетная масса – 4760 кг), более мощным ТВД Honeywell TPE331-10 мощностью 900 л.с. (с цифровой электронной системой управления DEEC), лучшими летными характеристиками (максимальная скорость – 482 км/час, крейсерская скорость – 276-313 км/час, дальность полета – 5926 км, продолжительность полета – не менее 28-30 ч., а с двумя ПТБ и боевой нагрузкой 450 кг – до 42 ч.), практический потолок – 15000 м), а также большей массой полезной нагрузки – 360 кг внутри и 1400 кг на шести из семи узлах внешней подвески (до 680 кг на двух внутренних, до 340 кг – на средних и до 68 кг – на внешних пилонах; в целом – до 14 УР «Хеллфайр», либо четыре УР и две 230-кг УАБ GBU-12 «Пэйвуэй II» с лазерной ГСН, возможна подвеска 230-кг УАБ GBU-38 или УР AIM-92 «Стингер»). В состав БРЭО вошли РЛС с синтезированной апертурой луча AN/APY-8 «Линкс» II и мультиспектральная прицельная система AN/DAS-1 MTS-В. Стоимость одной БАС с четырьмя БЛА и соответствующими системами – около 53 млн. долл.

 

Исключая США, на вооружение БЛА семейства MQ-9 приняли Великобритания (приобрела три БЛА под обозначением MQ-9 «Рипер», но один в 2008 г. разбился в Афганистане; в декабре 2010 г. министр обороны заявил о решении увеличить флот «Риперов» до 10 машин, которые поступают в 39-ю эскадрилью ВВС) и Италия (в августе 2008 г. разместила заявку на приобретении четырех БЛА под обозначением MQ-9 и четырех наземных станций управления, а в ноябре 2009 г. подтвердила закупку еще двух БЛА). В ряде источников утверждается, что четыре БЛА и три наземных станции управления приобрели ВВС Турции, но это, скорее всего, не соответствует действительности, поскольку Анкара лишь разместила запрос, а информация о конкретных поставках не обнародовалась.

Первое подразделение, вооруженное разведывательно-ударными БЛА типа MQ-9 «Рипер» (наряду с БЛА MQ-1 «Предейтор»), 432-е авиакрыло ВВС США, было объявлено полностью боеготовым 1 мая 2007 г., а в сентябре выделенная из его состава боевая группа была направлена в Ирак. 28 октября 2007 г. было официально объявлено о том, что с помощью «Рипера» на Среднем Востоке были уничтожены первые террористы.

29 октября 2009 г. во время официальной церемонии ввода в строй четырех новых эскадрилий БЛА «Рипер», сформированных в составе 49-го истребительного авиакрыла, ВВБ Холломан, командующий ВВС США генерал Майкл Моусли заявил: «С поступлением на вооружение БЛА типа «Рипер» мы фактически перешли от преимущественного использования БЛА для решения задач разведки и наблюдения, как это имело место до начала операции «Iraqi Freedom», к применению БЛА в качестве настоящего «воздушного охотника-убийцы». На сегодня Пентагон планирует довести общую численность БЛА MQ-1 «Предейтор» и MQ-9 «Рипер» до 319 машин.

Перспективные разведывательно-ударные и боевые БЛА

 

Разведывательно-ударный БЛА «Телем».

Однако «Рипер» это все же разведывательно-ударный БЛА, но в обозримом будущем на вооружение ВС США, а также ряда других стран мира должны поступить уже полноценные ББЛА, изначально адаптированные именно под решение ударных задач, такие как американские «Эвенджер», Х-47В, «Фантом Рэй» и «Си Гост», французский «Ньюрон», итальянский «Хаммерхед» и др.

 

БЛА «Эвенджер» (также «Предейтор С») разработан компанией «Дженерал Атомикс» и успешно облетан 4 апреля 2009 г. Данный БЛА изначально создан в качестве ударного, имеет стреловидное крыло (стреловидность по передней кромке 17°, размах 20,12 м), длину около 14,5 м и оснащается ТРД PW545B тягой 17 кН. Практический потолок – 18290 м, продолжительность полета – не менее 20 ч. (при установке в бомбоотсеке дополнительного бака – на 2 ч. больше), крейсерская скорость полета – около 740 км/час, а максимальная масса полезной нагрузки – порядка 1360 кг.

«Эвенджер» создан с широким использованием технологий малозаметности (радиопоглощающее покрытие, снижен уровень «выхлопа» двигателя и пр.), оборудован внутренним отсеком вооружения (УР «Хеллфайр» или УАБ GBU-24 «Пэйвуэй III», GBU-31 JDAM или GBU-38 JDAM), а в состав его БРЭО входят РЛС с синтезированной апертурой луча «Линкс» и оптико-электронная прицельная система ALERT, разработанная для истребителя F-35. По данным компании, наземная станция управления и система техобслуживания у нового БЛА – аналогичны применяемым на БЛА «Предейтор» и «Рипер», за исключением обслуживания силовой установки.

Особо следует отметить, что уже первый прототип был оснащен посадочным гаком, что позволяет использовать его на авианосцах ВМС США, а 3 мая 2010 г. компания-разработчик анонсировала морской вариант, «Си Эвенджер», который принимает участие в тендере ВМС США на перспективный разведывательно-ударный БЛА корабельного базирования (программа UCLASS). Отличительные особенности БЛА – складывающееся крыло и убираемая платформа с оптико-электронной системой. Кроме того, 12 января 2012 г. с аэродрома предприятия компании «Дженерал Атомикс – Аэронотикал Системс» в Палмдейл, штат Калифорния, был облетан второй «Эвенджера», который от первого прототипа отличается удлиненным на 1,22 м фюзеляжем (это позволило увеличить массу топлива и полезной нагрузки). Второй прототип имеет стреловидное, с углом стреловидности по передней кромке 17°, крыло размахом 20,12 м, длина БЛА – около 13,7 м, силовая установка – один двухконтурный ТРД Pratt & Whitney PW545B тягой 18,32 кН, максимальная скорость полета – около 740 км/ч, крейсерская скорость полета – около 650 км/ч, практический потолок – 15240 м, продолжительность полета – не менее 18 ч. (при установке в бомбоотсеке дополнительного бака – на 2 ч. больше), максимальная взлетная масса – 8255 кг, масса топлива – 3583 кг, максимальная полезная нагрузка – около 2948 кг (в т.ч. 1588 кг – внутри фюзеляжа).

Работа еще по трем боевым БЛА ведется в США в рамках упомянутой программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Surveillance and Strike), реализуемой в интересах ВМС США и предусматривающей создание ББЛА авианосного базирования.

БЛА Х-47В разработан компанией «Нортроп Грумман», облетан 4 февраля 2011 г. и является первым в мире БЛА большой размерности, совершившим посадку и взлет с борта авианосца. 4 мая 2013 г. на специальном тренажере на авиабазе Патуксент-Ривер он совершил в полностью автономном режиме первую посадку на аэрофинишер, 14 мая выполнил катапультный взлет с палубы АВМА «Джордж Г.У. Буш», 17 мая – заход на посадку на авианосец, касание палубы и уход на взлет – без посадки на аэрофинишер, а 10 июля – совершил полноценную посадку на аэрофинишер АВМА «Джордж Г.У. Буш», находившегося на ходу в водах Атлантического океана.

 

БЛА «Эвенджер» на испытаниях.

Х-47В построен по схеме «летающее крыло» и не имеет хвостового оперения. Аппарат имеет пятиугольный, вытянутый вперед фюзеляж и стреловидные консоли крыла размахом 18,93 м. Максимальная длина «беспилотника» - 11,64 м, ширина со сложенным крылом (размах крыла в сложенном виде) – 9,42 м, высота в нормальном положении – 3,17 м, высота со сложенным крылом – 5,27 м, минимально допустимая высота ангара для выполнения операции складывания/раскладывания крыла – 7,25 м, силовая установка – один ТРДД Pratt & Whitney F100-PW-220U, крейсерская скорость – М=0,9, максимальная дальность полета на одной заправке – около 3889 км, максимальная продолжительность полета на одной заправке – 6 ч., практический потолок – 12190 м, масса пустого БЛА – 6350 кг, а максимальная взлетная масса – 20215 кг. Шасси – трехопорное убирающееся, база шасси – 4,24 м, колея шасси – 5,03 м. В двух отсеках вооружения возможно размещение различной боевой нагрузки общей массой до 2000 кг.

 

БЛА «Фантом Рэй» создан компанией «Боинг» с использованием задела по БЛА-демонстратору Х-45С, история которого как раз и уходит корнями в закрытую в 2006 году программу «Единой беспилотной боевой авиационной системы» (J-UCAS). Прототип облетан на борту «Боинг» 747, принадлежащего НАСА, еще 13 декабря 2010 г., а первый самостоятельный полет состоялся 27 апреля 2011 г. с авиабазы Эдвардс.

«Фантом Рэй» имеет следующие ЛТХ: длина наибольшая – 10,9 м, размах крыла – 15,2 м, максимальная взлетная масса – 16556 кг, масса полезной нагрузки – 2000 кг, силовая установка – один ТРДД F404-GE-102D компании «Дженерал Электрик», крейсерская скорость – около 988 км/ч, дальность полета – 2200-2400 км, практический потолок – 12200 м. Боевая и полезная нагрузка может размещаться в двух внутренних отсеках вооружения, в которых можно разместить до двух УАБ типа JDAM калибром 900 кг или набор разведывательного или иного специального оборудования, включая РЛС с синтезированной апертурой луча или комбинированную оптико-электронную/тепловизионную систему.

БЛА «Си Гост» разработан компанией «Локхид Мартин» на базе наработок, полученных в рамках программ разведывательного малозаметного БЛА типа RQ-170 «Сентинел» и истребителя корабельного базирования F-35C. По большому счету более или менее стоящая внимания информация о перспективном БЛА компании «Локхид Мартин» появилась на ее сайте совсем недавно и позволяет составить достаточно приблизительное представление о нем. Первая его публичная презентация выполнена представителями «Локхид Мартин» в начале апреля 2013 г. во время ежегодной выставки/конференции морских, авиационных и космических систем Военно-морской лиги США. В ходе презентации представители компании-разработчика объявили, что новый БЛА создается по схеме «летающее крыло», с максимально возможным использованием различных решений по обеспечению малозаметности в различных диапазонах (технология «стелс», снижение уровня радиообмена и пр.) и многочисленных наработок («по железу и программному обеспечению»), полученных в рамках других программ, включая F-35C (от последней программы возьмут, в частности, технологию «стелс»-покрытия). При этом разработчики подчеркнули, что их БАС сможет «в любых оперативных сценариях и в любых условиях окружающей обстановки» успешно решать широкий круг задач – от борьбы с терроризмом до выполнения с борта авианосца вылетов на штурмовку различных целей.

Кроме того, по заявлению представителей «Локхид Мартин», перспективный БЛА будет иметь открытую архитектуру борта, что позволит без проблем модернизировать его БРЭО. «Командование ВМС США ясно дало понять, что нуждается в наличии возможности размещать со временем на борту UCLASS любые новые сенсоры и системы, - подчеркивает директор программы UCLASS в компании «Локхид Мартин» Боб Ружковский. – И открытая архитектура позволит осуществить это».

 

БЛА Х-47В выполняет посадку на борт АВМА «Джордж Буш».

Разрабатываемая же для нового БЛА автономная система управления позволит одному оператору осуществлять контроль за несколькими аппаратами, причем контроль будет – общий, оператор будет вмешиваться в работу системы управления, только в исключительных случаях.

 

В апреле 2013 г. Боб Ружковский сообщил, что компания уже завершила постройку полноразмерного макета своего БЛА.

Европа и Азия не отстают

 

Модель ударного БЛА «Таранис» на стенде «БиЭйИ Системс» на выставке Фарнборо в 2008 г.

В 2011 г. на Парижском аэрокосмическом салоне был впервые продемонстрирован разведывательно-ударный БЛА «Телем», созданный специалистами британской компании «БиЭйИ Системс» и французской «Дассо». Он имеет крыло размахом 28 м и способен нести УР класса «воздух – поверхность». В феврале 2011 г. компании подписали Меморандум о взаимопонимании по программе «Телем», а заказчики – Париж и Лондон – уже согласились выделить на программу примерно по 722 млн. долл. каждый. После подписания производственного контракта консорциум сможет поднять первый серийный БЛА в течение 5 лет.

 

Однако самым амбициозным проектом Европы в области создания боевых БЛА является программа «Ньюрон», официально одобренная к реализации французским правительством в 2003 г. и осуществляемая консорциумом компаний во главе с «Дассо». Впервые макет БЛА был показан на на авиасалоне в Ле-Бурже в 2005 г., а прототип – там же летом 2013 г. Он выполнен по схеме «летающее крыло», без вертикального и горизонтального хвостового оперения и имеет массу пустого около 5 т, а максимальную взлетную массу – около 7 т. Длина аппарата – 10,0 м, размах крыла – 12,5 м, максимальная скорость – порядка М=0,8, боевой радиус – около 100 км, а продолжительность полета – около 1,5 ч. Силовая установка БЛА-демонстратора включает один ТРД Rolls Royce/Turbomeca Adour, но на серийных БЛА планируется устанавливать ТРД типа Snecma M88.

В состав полезной нагрузки планируется включать различную аппаратуру разведки и целеуказания (оптико-электронную, тепловизионную и РЛС с синтезированной апертурой луча), а также высокоточное оружие для поражения наземных и морских целей, которое будет размещаться в двух отсеках вооружения. В состав бортового оборудования войдут спутниковая и инерциальная навигационные системы, систему обмена данными на базе высокочастотных и низкочастотных передатчиков, контракт на разработку которых был подписан между «Дассо» и «Талес» в июне 2005 г., и пр. Управление БЛА типа «Нейрон», как утверждается в зарубежных источниках, предусматривается с наземных КП, а также мобильных станций управления, размещаемых на боевых самолетах или надводных кораблях.

Стоимость первоначального трехлетнего контракта составляет 405 млн евро, а расчетная стоимость одного экземпляра БЛА должна составить 25 млн евро. Первый полет был первоначально запланирован на 2009 г., затем перенесен на 2011 г., затем – на март 2012 г., но в итоге был выполнен с аэродрома испытательной базы компании «Дассо» в Истре 1 декабря 2012 г. Летные испытания во Франции продолжатся до 2014 г., после чего БЛА пройдет испытания в Швеции, а затем – на полигоне Пердасдефогу в итальянском регионе Сардиния, где будут изучены «стелс»-характеристики БЛА и возможности по применению авиационных средств поражения.

 

БЛА «Фьюри» - вооруженный вариант БЛА «Херти» компании «БиЭйИ Системс». Фарнборо, 2008 г.

При этом в рамках работы авиасалона в Ле-Бурже председатель совета директоров и старший исполнительный директор компании «Дассо» Эрик Траппье обнародовал информацию о том, что «Дассо» и «БиЭйИ Системс» с лета 2012 г. работают над программой перспективной боевой БАС и в настоящее время завершают подготовку к началу работ по первому этапу совместного проектирования, приступить к которому планируется в 2014 г., и прорабатывают план дальнейших работ. По заявлению французских официальных лиц, до конца текущего десятилетия в воздух должен подняться первый БЛА-демонстратор нового типа. Причем в целях повышения эффективности работ британские и французские специалисты произведут полный обмен информацией по результатам испытаний своих «национальных» БЛА типов «Нейрон» и «Таранис».

 

В рамках работы Парижского авиасалона 2013 г. свой вариант разведывательно-ударного БЛА продемонстрировала также итальянская компания «Пьяджо Аэро». БЛА получил название P.1HH «Хаммерхед» и разработан на базе ее турбовинтового корпоративного самолета P.180 «Аванти II» в сотрудничестве с компанией «Селекс Электроник Системс». Конструктивно это ЛА самолетной схемы с передним горизонтальным оперением, Т-образным хвостовым оперением и крылом больших размаха и относительного удлинения. На месте пилотской кабины на БЛА под каплевидным обтекателем размещены антенна системы спутниковой связи, различная авионика и дополнительные топливные баки.

БЛА имеет длину 14,408 м, высоту – 3,98 м, размах крыла – 15,6 м, площадь крыла 18,0 кв. м, площадь стабилизатора – 3,834 кв. м, площадь киля – 4,731 кв. м, площадь ПГО – 1,3 кв. м, а максимальная взлетная масса – около 6146 кг. БЛА имеет расчетную продолжительность полета с полезной нагрузкой 225 кг и максимальным запасом топлива до 16 ч., практический потолок с полезной нагрузкой 907 кг и уменьшенным запасом топлива – 13,7 км, скорость во время длительного патрулирования 135 узлов, крейсерскую скорость – 320 узлов, а максимальную скорость – 395 узлов. Максимальная дальность полета итальянского «беспилотника» – 8149 км.

В состав силовой установки входят два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PT6A-66B мощностью 850 л.с., работающие на два пятилопастных малошумных толкающих воздушных винта противоположного вращения. Полезная нагрузка – средства разведки и наблюдения и вооружение – могут размещаться на внешних пилонах и на стабилизированной турели в носовой части фюзеляжа.

В состав полезной нагрузки могут входить различные оптико-электронные системы разведки и наблюдения (в частности, ОЭ/ИКПО StarSafire 380HD на носовой турели), системы радио- и радиотехнической разведки, а также поисковая РЛС SeaSpray 7300Е производства компании «Селекс», антенна которой размещается в подфюзеляжном отсеке.

Запуск двигателя и первая рулежка, по данным представителя компании-разработчика, прошла 14 февраля 2013 г. на одной из авиабаз ВВС Италии, а 12 июня была испытана бортовая система управления БЛА. Первый полет нового БЛА запланирован до конца этого года, а завершение сертификации – до конца 2014 г., после чего итальянский БЛА сможет применяться в ограниченном и неограниченном воздушном пространстве. В следующем году в воздух также должен подняться серийный образец БЛА.

 

БЛА P.1HH «Хаммерхед».

Правительство Италии активно участвует в программе создания нового разведывательно-ударного БЛА и выделяет не только определенную часть финансовых средств (сколько точно – не раскрывается), но и необходимых специалистов, а также полигоны и испытательную базу. Одной из причин активного внедрения итальянской компании на рынок беспилотной авиации является «молчаливый отказ» США на запрос командования ВС Италии о вооружении БЛА типов «Предейтор» и «Рипер», в количестве шести единиц стоящих на вооружении итальянских ВВС: запрос был направлен в 2011 г., но ответа так и не поступило, хотя Великобритании разрешение на интеграцию вооружения на борт ее БЛА «Рипер» США дали – британцы ставят на них как американские УР и УАБ, так и свои УР «Бримстоун».

 

«Вооруженные БЛА – высокий приоритет для итальянских ВВС», - подчеркивает бригадный генерал Альберто Россо, глава управления МТО ВВС Италии. Напомним, что ранее представители МО Италии уже говорили о том, что военные финансируют «черную» (тайную) программу создания национального разведывательно-ударного БЛА, которым, собственно, и является P.1HH «Хаммерхед».

Следует особо отметить, что в рамках работы парижской выставки генеральный секретарь по вопросам обороны и глава управления по вооружениям Италии генерал-лейтенант Клаудио Дебертолис официально объявил о том, что Минобороны Италии разместило предварительный заказ на десять БЛА P.1HH. При этом генерал упомянул о том, что ввиду определенных международных ограничений боевая нагрузка БЛА будет лимитирована 500 кг. Состояния начальной оперативной готовности новый БЛА должен достичь в 2016-17 гг.

Вооруженные БЛА регулярно применяют для уничтожения лидеров террористов ВС Израиля. По имеющимся данным, в вооруженный вариант доработан применявшийся ранее только для разведывательных целей БЛА «Гермес-450», который адаптирован для подвески двух УР типа «Хеллфайр» или других авиационных средств поражения аналогичного класса. Разведывательно-ударные БЛА входят в состав 200-й эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Пальмахим, расположенной южнее Тель-Авива, и привлекаются для уничтожения террористов в районах сектора Газа, южного Ливана и даже Судана. В частности, в начале апреля 2010 г. британский еженедельник «Сандей Таймс» сообщил о том, что в начале 2009 г. в Судане два каравана с иранским оружием, предназначенным для палестинской ХАМАС, были уничтожены именно группами израильских БЛА в составе разведывательно-ударных «Гермес-450» и разведывательного «Эйтан», обеспечивавшего разведку, целеуказание и оценку результатов удара. Возможность проверить данную  информацию, равно как и факт применения «Гермес-450» в варианте разведывательно-ударного не представляется возможным, поскольку руководство МО Израиля сообщения, связанные с применением БЛА в качестве ударных не комментирует вообще.

 «Гермес-450» построен по обычной самолетной схеме с высоко расположенным крылом размахом 10,51 м, двухкилевым V-образным – под углом 100° – хвостовым оперением, толкающим двухлопастным воздушным винтом и неубирающимся трехопорным шасси. Облет прототипа был выполнен еще в 1994 г., а его серийное производство начато в 1997 г. Разработчик – израильская компания «Силвер Эрроу», дочерняя компания «Элбит Системс». БЛА полностью изготовлен из композитов и оснащается ротативным двигателем UAV Engines Limited R802/902(W) мощностью 39 л.с. Длина аппарата – 6,10 м, высота – 2,37 м, масса пустого – 200 кг, максимальная взлетная масса – 450 кг, максимальный запас топлива – 105 кг, максимальная масса полезной нагрузки – 120-150 кг, максимальная скорость – 176 км/ч, крейсерская скорость – 130 км/ч, скороподъемность – 4,57 м/с, боевой радиус – 200 км, продолжительность полета – 20 ч., практический потолок – 5480 м.

 

Китайский разведывательно-ударный БЛА «Винг Лун» и его боевая нагрузка.

Активно осваивает направление вооруженных БЛА и Китай. В частности, в июне 2011 г. в Ле-Бурже на стенде Корпорации авиационной промышленности Китая, «AVIC», демонстрировался макет БЛА «Wing-Loong», который весьма схож с БЛА типа «Предейтор». Отличие заключалось разве что в том, что на рекламной листовке под крылом на пилонах было подвешено не по три ракеты, а всего по одной. Его ЛТХ: длина – 9,05 м; высота – 2,77 м; размах крыла – 14,0 м; максимальная взлетная масса – 1100 кг, максимальная масса топлива и полезной нагрузки – 300 кг и 200 кг соответственно, максимальная скорость полета – 280 км/час, максимальный потолок – 5000 м, максимальная дальность – 4000 км.

 

Другой вариант разведывательно-ударного БЛА создан китайскими специалистами на базе крылатой ракеты воздушного базирования и получил обозначение WJ-600. Разработчиком БЛА выступила Аэрокосмическая научно-промышленная корпорация Китая («CASIC»). По заявлению разработчиков, он способен решать задачи как поражения важных объектов, так и ведения разведки и наблюдения с передачей разведданных на наземный (воздушный, корабельный) КП в реальном масштабе времени. Заявлена возможность вооружения его УР KD-2 класса «воздух – поверхность» и КАБ/УАБ. Среди целевой нагрузки также заявлены РЛС с синтезированной апертурой луча, станции радио- и радиотехнической разведки и пр.

На различных выставках в виде моделей и рекламно-информационных материалов также демонстрировались и другие китайские перспективные разведывательно-ударные и ударные БЛА: «стелс»-БЛА «Дарксворд», «Комбат Игл» с крылом обратной стреловидности, «Тандерболт», ASN-229A, CH-1 и СН-3, а также «Илонг».

Осуществляют работы по созданию вооруженных вариантов БЛА и индийские военные. В настоящее время национальным военно-промышленным комплексом, при активном участии зарубежных специалистов, ведутся работы по созданию боевого БЛА в соответствии с тактико-техническим заданием, выданным Минобороны Индии. Главным подрядчиком определено Агентство аэрокосмических исследований Индии (структурно входит в состав Организации по оборонным исследованиям и разработкам), система управления и комплект БРЭО разрабатывается совместно с Лабораторией по прикладной военной электронике. В рамках работы над данным ББЛА, получившим пока рабочее название AURA (Autonomous Unmanned Research Aircraft), будут активно применяться наработки, полученные в рамках создания индийского истребителя «Теджас» (LCA), а в его конструкции применят композиты и «стелс»-технологии.

Перспективы развития

Перспективными областями боевого применения БЛА в интересах различных видов вооруженных сил являются: уничтожение важных целей и объектов противника (самый распространенный на сегодня вариант – уничтожение лидеров террористов и полевых командиров, отдельных групп боевиков и складов оружия и пр.); противолодочные операции; подавление вражеской системы ПВО/ПРО. Рассматривается возможность создания многоцелевого боевого авиационного комплекса составного типа – с пилотируемой базовой платформой и интегрированными на борт БЛА разведывательного или ударного предназначения.

 

БЛА «Гермес-450».

Дальнейшее развитие разведывательно-ударных и ударных БЛА, как представляется, будет осуществляться в направлении наращивания их боевых возможностей, повышения массы и номенклатуры полезной нагрузки, расширения их возможностей по базированию и пр. В обозримой перспективе специалисты ведущих зарубежных стран планируют осуществить также включение в список решаемых боевыми БЛА задач новых сценариев, таких, как, например, борьба с воздушными целями. Так, еще в 2008 г. на Международном симпозиуме Североамериканской ассоциации по беспилотным системам, проходившем в Сан-Диего, были обнародованы результаты внутриведомственного аналитического исследования по определению будущего облика авианосной авиации ВМС США, в котором утверждалось, что к 2025 г. на замену палубным самолетам F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет» и F-35С придет уже полностью беспилотный истребительно-бомбардировочный авиационный комплекс.

 

 

ВРЕЗКА 1

Израильский «смертник»

 

Особняком в классе разведывательно-ударных БЛА стоит БЛА «Хароп» израильской компании «Израэл Эркрафт Системс», который по сути является комбинацией разведывательного БЛА и барражирующего боеприпаса и предназначен для борьбы с малозаметными стационарными, мобильными наземными и надводными целями, включая ПУ ЗРК и БР противника. Данный аппарат был впервые продемонстрирован в начале 2009 г. на выставке «Аэро Индия» (Бангалор) и в целом представляет собой увеличенную и существенно доработанную модификацию более раннего противорадиолокационного ударного БЛА «Гарпия», принятого на вооружение Израиля, Индии, Китая, Турции и Южной Кореи. БЛА «Хароп» имеет длину 2,5 м и размах крыла 3,0 м, запускается из транспортно-пускового контейнера наземного или корабельного базирования и способен находиться в воздухе в реж

 

име патрулирования-ожидания до 6 ч., совершая полет на дальность до 1000 км. Размещенная в носовой части БЛА комбинированная оптико-электронная система с ИК-камерой обеспечивает в секторе 360° обнаружение и сопровождение различных объектов, а также выполняет передачу в реальном масштабе времени видеоданных на КП.

Наличие собственной автономной системы обнаружения и целеуказания, по утверждению разработчиков, делает их комплекс полностью независимым от других средств разведки и обеспечивает войска возможностью применять его даже в условиях малознакомой местности и неразведанного театра военных действий. После того как нужная цель обнаружена и опознана, бортовая система управления вырабатывает данные целеуказания, и «Хароп» выходит в атаку на цель, используя свою БЧ массой 23 кг. Имеется два режима атаки: по командам оператора или же самонаведение на источник радиоизлучения.

Следует особо отметить, что управление «Харопом», в отличие от его предшественника, осуществляется оператором с КП практически на всех этапах – он может прекратить атаку, после чего БЛА вернется в режим патрулирования/ожидания. При этом другой «Хароп» может осуществлять видео

Наверх