Ваша реклама могла бы быть тут

«Восьмерки» из Улан-Удэ на авиасалоне МАКС- 2017

Когда речь заходит о серийном выпуске вертолетов семейства Ми-8, то первым делом вспоминают Казанский вертолетный завод. Завод в Улан-Удэ зачастую остается в тени КВЗ. Действительно, объем производства вертолетов в Казани больше, чем в Улан-Удэ, а номенклатура модификаций шире. Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) больше известен по выпуску одной модификации – Ми-8АМТШ. «АМТШ», между тем, не единственный бурятский Ми-8.

На прошедшем в июле 2017 г. в Жуковском авиасалоне МАКС Улан-Удэнский авиазавод впервые представил пять своих вертолетов. На главной статической стоянке демонстрировались вертолеты Ми-8АМТ, Ми-171Ш-ВН и Ми-8АМТШ-ВА. На малой статической стоянке у павильона C2 находился Ми-8АМТ в конвертируемом пассажирском/VIP варианте. В летной программе принял участие вертолет Ми-171А2.

Представленные на МАКСе «восьмерки» из Улан-Удэ закрывают самые проблемные участки отечественного вертолетостроения: вертолет для сил специальных операций, вертолет для эксплуатации в условиях Крайнего Севера и гражданский круглосуточный вертолет.

 

Ми-171Ш-ВН

Вертолет Ми-171Ш-ВН демонстрировался впервые и стал одной из главных сенсаций авиасалона. Вертолет Ми-171Ш-ВН предназначен для обеспечения действий сил специального назначения и представляет собой модификацию военно-транспортного вертолета типа Ми-8/17.

«Антитеррористический вертолет» привлекал внимание посетителей и участников авиасалона необычной окраской (четырехцветный «цифровой» камуфляж) и вооружением, более подходящим для самолета-«ганшипа». За время работы авиасалона вертолет Ми-171Ш-ВН осмотрело более 70 делегаций из России, стран СНГ, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Пресс-служба УУАЗ сообщила о повышенном интересе к вертолету Ми-171Ш-ВН со стороны Казахстана, Китая, Нигерии, Перу. Серийный выпуск вертолетов Ми-171Ш-ВН может начаться уже в 2017 г.

Вертолет Ми-171Ш-ВН полностью укладывается в концепцию вертолетов, именуемых на Западе CSAR (Combat Search and Rescue - боевой поисково-спасательный). Задачи, выполняемые экипажами военных поисково-спасательных вертолетов и вертолетов Сил специальных операций, как ни странно, по характеру их выполнения близки. С точки зрения летчика, полеты в глубину территории противника для эвакуации экипажа сбитого летчика или высадки диверсантов принципиально ничем не отличаются. Задания выполняются в любое время суток и при любых погодных условиях, желательно скрытно от глаз противника. Соответственно, вертолетам необходим полный набор систем ночного видения (ОНВ, турельная систему с ИК и ТВ каналами) и комплексную (работающую на разных физических принципах) прецизионную навигационную систему. Выполнение заданий не исключает, а во многих случаях предполагает огневой контакт с противником, для чего на борту желательно иметь что-нибудь посолиднее пулемета винтовочного калибра.

Различия между требованиями к вертолетам для спецназа и вертолетам CSAR также существуют. К примеру, вертолет CSAR не предназначен для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки, в то время как вертолет СпН по своей огневой мощи приближается к специализированным боевым вертолетам. Удорожание авиационной техники, однако, заставило большинство государств встать на путь универсализации боевой техники. Вот и вертолеты CSAR практически во всех странах мира, включая и США, привлекаются к обеспечению действий подразделений специального назначения.

Интерес потенциальных зарубежных покупателей к Ми-171Ш-ВН вызывает именно многофункциональность данной машины. Ми-171Ш-ВН не является исключительно «антитеррористический» вертолет. В России наконец-то создан полноценный вертолет CSAR. Вертолеты данного класса весьма востребованы на мировом рынке военной техники. 

Несущая система вертолета Ми-17Ш-ВН не отличается от других новейших модификаций вертолетов семейства Ми-8/171: несущий винт с лопастями из КМ и Х-образный хвостовой винт. Приборное оборудование кабины летчиков выполнено с использованием многофункциональных индикаторов при сохранении части аналоговых приборов; приборное оборудование адаптировано под использование членами экипажа очков ночного видения.

Вертолет Ми-171Ш-ВН оснащен цифровым автопилотом, обновлен состав пилотажно-навигационного оборудования.

В состав целевого оборудования входят две обзорно-прицельные системы, имеется поисковый прожектор. Датчики первичной информации обзорно-прицельных систем смонтированы на двух турелях, установленных под носовой частью фюзеляжа слева и справа от продольной оси вертолета.

Вертолет оснащен бортовым комплексом обороны «Президент-С», предназначенный для защиты от поражения зенитными ракетами и УР воздух-воздух. БКО «Президент-С» обеспечивает защиты вертолета даже в случае пуска по нему нескольких ракет одновременно. Головным разработчиком БКО «Президент-С» является НИИ «Экран» из Самары. БКО «Президент-С» установлено также на вертолете Ка-52, некоторых модификациях вертолета Ми-8/17 (помимо Ми-17Ш-ВН) и самолетах.

От обстрела с земли вертолет защищен кевларовой броней, полностью закрывающей пол кабины экипажа, борта грузовой кабины прикрыты броней до уровня иллюминаторов. 

Ассортимент вооружения вертолета Ми-17Ш-ВН, вероятно, самый обширный не только среди вертолетов семейства Ми-8/17, но и вообще среди всех военных вертолетов мира. На стоянке авиасалона демонстрировался вертолет с подвешенными восьмью ПТУР «Атака», контейнером УПК-23-250 с одной двухствольной пушкой калибра 23 мм, одной бомбой ОФАБ-250 и одним блоком НАР. На фермах крепления пилонов подвески вооружения было смонтировано по одному 12,7-мм пулемету, еще один 12,7-мм пулемет «Корд» установлен на турели в проеме правой двери грузовой кабины. Суммарная масса боевой нагрузки на шести внешних узлах подвески может достигать 4000 кг.

 

Ми-8АМТШ-ВА

На протяжении добрых трех десятков лет развитие мирового вертолетостроения ориентировалось на улучшение ЛТХ в условиях жары и высокогорья. Особенностям эксплуатации в условиях низких температур, малонаселенной и безориентироной местности должного внимания не уделялось. Пожалуй, впервые в мире наконец-то появилась глубокая модификация базовой модели вертолета, оптимизированная для использования в арктических условиях. 

Вертолет Ми-8АМТШ-ВА разработан на основе транспортно-боевого вертолета Ми-8АМТШ специально для эксплуатации в условиях Арктики при температуре окружающего воздуха до – 60 град.С. Согласно ряду СМИ, НИОКР по вертолету Ми-8АМТШ-ВА начались в 2014 г.

Контракт на поставку вертолетов Ми-8АМТШ-ВА министерству обороны РФ в рамках гособоронзаказа подписан в феврале 2016 г. В 2017 г. два вертолета Ми-8АМТШ-ВА переданы ВКС и один – морской авиации ВМФ. В первой половине 2017 г. холдинг «Вертолеты России» передал российским ВКС еще два Ми-8АМТШ-ВА.

Публично вертолет впервые показали на выставке «Армия – 2016» в Кубинке.  На авиасалоне МАКС-2017 вертолет Ми-8АМТШ-ВА демонстрировался в статической экспозиции.

Силовая установка вертолета включает два ТВД ВК-2500-03 мощностью на чрезвычайном режиме по 2700 л.с. и ВСУ ТА-14. В сравнении с ВСУ АИ-9В, штатной для некоторых модификаций Ми-8, мощность ВСУ ТА-14 увеличена в 10 раз (с 3 до 30 кВт), а время непрерывной работы в генераторном режиме составляет 5 ч (для АИ-9В – 30 минут). Усиленная трансмиссия позволяет выполнять посадку и взлет с полетной массой до 13 00 кг при отказе одного двигателя.

Особенностью вертолета Ми-8АМТШ является наличие системы подогрева двигателя и трансмиссии, обеспечивающей запуск силовой установки вертолета при температурах от – 40 до -60 град. С. Система позволяет запускать силовую установку в сильный мороз в отсутствие средств наземных средств предпускового подогрева масла. Прогрев маслосистемы вертолета от – 40 град. С до -15 град. С занимает 10 минут.

На систему предпускового подогрева масла маршевого двигателя и агрегатов трансмиссии вертолета сотрудниками Улан-Удэнского авиационного завода получен патент.

Повышению надежности гидравлической, топливной и масляной систем способствует замена традиционных резиновых шлангов на шланги, изготовленные из тефлона.

На вертолете возможна установка трех дополнительных топливных баков, одного в грузопассажирской кабине и двух внешних. Максимальная дальность полета с полной заправкой и тремя дополнительными баками (суммарная масса топлива 4270 кг) составляет 1450 км, а продолжительность полета достигает 7 ч.

Проем под левую сдвижную дверь грузопассажирской кабины и сама дверь в сравнении с вертолетом Ми-8АМТШ увеличены, над дверным проемом смонтирована лебедка СЛГ-300 грузоподъемностью 300 кг. 

В теплоизоляции кабины вертолета Ми-8АМТШ-ВА использован новый материал «вспененный фибергласс» с пониженной теплопроводностью. В районе грузовых створок и левой сдвижной двери предусмотрена возможность установки теплоизоляционных штор. Штатный состав бортового оборудования включает электрокипятильник и духовой шкаф для разогрева пищи.

Пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование адаптированы для работы в высоких широтах, где радиосвязь неустойчива. Бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП-1 позволяет определять текущие координаты местоположения вертолета при пропадании сигналов спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Для решения навигационных задач во взаимодействии со спутниковыми и радиотехническими навигационными системами, отображения навигационной информации используется бортовая многофункциональная система БМС-Индикатор; на вертолете установлено два комплекта данной системы. В состав комплекса связи КСС-28Н-2 входят два комплекта УКВ радиостанций ПРИМА-ДМВ, КВ радиостанция ПРИМА-КВ, модуль связи и передачи данных, три переговорных точки, блок ввода предполетных заданий, цифровой регистратор речевой информации.

Основные пилотажно-навигационные приборы и приборы контроля бортовых систем оставлены аналоговыми в целях снижения стоимости вертолета и повышения надежности. В центре приборной доски установлены один многофункциональный индикатор ИМ-15М-4НЛ. На МФИ возможно отображение данных от  системы БМС-Индикатор, метео-РЛС, цифровой карты местности, состояния бортовых систем. Приборное оборудование адаптировано под использование членами экипажа очков ночного видения ГЕО-ОНВ-III. Необходимо отметить, что требование обеспечения возможности полетов с использованием ОНВ связано не только с вопросами боевой подготовки, но и с наличием такого природного явления, как полярная ночь.

Целевое оборудование включает обзорную систему МОЭС-350 «Альбатрос» с ИК и телевизионным каналами. Система МОЭС-350 способна осуществлять круглосуточное обнаружение, распознавание, захват и сопровождение целей в простых и ограниченно сложных метеоусловиях. Для выполнения поисково-спасательных работ имеется прожектор TSL-1600 с дальностью освещения до 1600 м, на прожектор возможна установка ИК фильтра.

Вертолет Ми-8АМТШ-ВА оснащен бортовым комплексом обороны «Витебск». В состав БКО «Витебск» входят четыре ультрафиолетовых пеленгатора пуска ракет, три станции оптико-электронного подавления и два устройства выброса ложных тепловых целей. БКО «Витебск» в автоматическом режиме способен отслеживать запуски зенитных ракет противника и использовать оптимальные средства (помехи в оптическом диапазоне или отстрел ложных целей) для подавления ГСН ракет.

Специализированные прицельные комплексы, обеспечивающие использование управляемых авиационных средств поражения на вертолете отсутствуют. Возможно использование только неуправляемого вооружения: подвесных пушечных контейнеров УПК УПК-23-250, блоков НАР, бомба калибра до 250 кг включительно. Суммарная масса боевой нагрузки 4000 кг.

 

Ми-8АМТ

Производственные мощности У-УАЗ позволяют ежегодно выпускать 20-30 вертолетов Ми-8 в арктической конфигурации. Министерство обороны РФ такого объема заказов не обеспечивает. Однако, вертолеты семейства Ми-8 давно и успешно эксплуатируются в районах  Крайнего Севера гражданскими организациями. Поэтому логичным шагом выглядит разработка на базе Ми-8АМТШ-ВА гражданской модификации Ми-8АМТ.

На Ми-8АМТ по понятным причинам отсутствуют или заменены гражданскими системы военного назначения. Навигационное оборудование в целом соответствует оборудованию вертолета Ми-8АМТШ-ВА. 

На авиасалоне демонстрировалось сразу два вертолета Ми-8АМТ, один в VIP конфигурации с конвертируемым салоном, второй – в транспортно-пассажирской.  

Конвертируемый вариант вертолета Ми-8АМТ, в зависимости от пожеланий заказчика, может использоваться как транспортный или для перевозки VIP-персонажей  Салон вертолета в конфигурации VIP рассчитан на размещение 13 пассажиров в сопровождении бортпроводника. Конвертация из транспортно-пассажирского в VIP вариант занимает 3 часа, обратная – один час. Поставки транспортно-пассажирских вертолетов Ми-8АМТ начались в 2016 г., когда два вертолета передали ОО «РН-Ванкор», дочернему обществу корпорации «Роснефть». ОО «РН-Ванкор» является оператором по освоению месторождений Ванкорского кластера, расположенных в Туруханском и Таймырском районах Красноярского края. Доставка нефтяников на месторождения Ванкорского кластера осуществляется вертолетами из аэропорта города Играка. В 2017 г. У-УАЗ поставил заказчикам два конвертируемых вертолета Ми-8АМТ.

Из стран, проявляющих интерес к арктическим вариантам Ми-8 особо следует выделить Аргентину и Китай. Оба этих государства проводят обширные исследования в Антарктиде. Китай в 2016 г. впервые перебросил на свою антарктическую станцию самолет, а в 2018 г. планирует начать строительство аэродрома.

 

Ми-171А2

Техническое задание на разработку вертолета Ми-171М было оформлено в 2011 г. В числе прочего ТЗ оговаривало повышение аэродинамического качества вертолета Ми-8/17, увеличение экономической эффективности, повышение ресурса и сроков службы основных агрегатов вертолета. В процессе НИОКР обозначение Ми-171М изменилось на Ми-171А2.

Часть конструкторской документации на вертолет Ми-171А2 разработана по безбумажной технологии в системе NX. Цифровые технологии использованы также при подготовке серийного производства вертолетов на УУАЗ.

На вертолете Ми-171А2 установлен несущий винт от вертолета Ми-38 с лопастями со стреловидными законцовками. Лопасти несущего винта изготовлены из КМ. Хвостовой винт – Х-образный, как на боевых вертолетах Ми-28 и Ми-35М.

Силовая установка включает два ТВД ВК-2500.

Использование цифрового интегрального пилотажно-навигационного комплекса бортового оборудования КБО-17 позволило сократить экипаж до двух пилотов,  исключив бортинженера.

Комплекс КБО-17 разработан в ОАО «УКБП» из Ульяновска. В состав комплекса входят:  комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-В1; система управления общевертолѐтным оборудованием СУОВО-В1; информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИК ВСП-171; интегрированная система резервных приборов ИСРП-5. пилотажный комплекс ПКВ-171А; радиовысотомер А-053-08; метео-РЛС «Контур-10М»; круглосуточная обзорная система КОС-17; комплекс средств связи КСС-17; бортовой регистратор МБР-ГА-01; система предупреждения о ранней близости земли СРПБЗ, самолетный ответчик СО-2010, курсовертикаль Нортроп-Грумман LCR-100, автоматический радикомпас Рокуэлл-Коллинз NAV-4000, радиодальномер  Рокуэлл-Коллинз DME-4000, генератор цифровых карт Литеф RN-7.

Благодаря комплексу КБО-17 вертолет Ми-171А2 стал фактически первым отечественным круглосуточным гражданским вертолетом. Информация от ИК/ТВ обзорных систем передней, нижней и задней полусфер отображается многофункциональном индикаторе высокого разрешения с диагональю экрана 15 дюймов.

Впервые вертолет Ми171А2 был показан на авиасалоне МАКС-2013. На авиасалоне МАКС-2017 вертолет Ми-171А2 (одна из двух опытных машин) демонстрировался только в полете. Два опытных вертолета Ми-171А2 завершают программу сертификационных испытаний на базе МВЗ им. М.Л. Миля. Сертификат летной годности на вертолет Ми-171А2 планировалось получить в августе 2017 г.

Реализация программы вертолета Ми-171А2 отстает от намеченных сроков примерно на 1,5 – 2 года. Изначально поставки серийных вертолетов заказчику планировались на 2015 г., в настоящее время поставки первых четырех серийных машин должны быть выполнены в 2017 г. Два из этих четырех вертолетов рассчитывает получить авиакомпания «ЮТэйр».

Интерес к вертолету Ми-171А2 проявляют кампании, занятые разработкой и обслуживанием месторождений углеводородов на континентальном шельфе, в том числе на арктическом. Весной 2017 г. «Вертолеты России» и «Газпром» подписали соглашение о намерениях, предполагающее создание варианта вертолета Ми-171А2 для эксплуатации на континентальном шельфе. 

 

Итоги и перспективы

Не исключено, что обширная демонстрация вертолетов из Улан-Удэ на авиасалоне МАКС-2017 связана с долгосрочными планами развития холдинга «Вертолеты России». В 2006-2015 гг. холдинг занимал четвертое место на рынке вертолетной техники, на российские вертолеты приходилось 14% от общего объема. Большую часть зарубежных поставок холдинга составляли военные вертолеты, в том числе огромные по мировым меркам поставки вертолетов семейства Ми-8 в Индию и Китай. Новые экспортные контракты на поставку военных вариантов Ми-8 заключаются ежегодно, однако действительно крупных нет.

Объемы экспорта  гражданских вертолетов также связаны с «восьмеркой». Вертолетам «Ансат» и Ка-226 еще предстоит доказывать свою конкурентоспособность. Между тем продажи вертолетов среднего (по западным меркам «суперсреднего») класса, к которым относится Ми-8/17, сильно зависят от положения дел на рынке углеводородов. «Суперсредние» вертолеты больше всего востребованы для обслуживания месторождений на континентальном шельфе. Низкие цены на нефть опровергли многие оптимистические прогнозы, сделанные в отношении развития рынка средних вертолетов в нулевые годы. Добывающим кампаниям приходится экономить, в том числе и на закупках новых вертолетов. Средние вертолеты также востребованы для VIP перевозок, но данный сегмент рынка невелик по определению. Ожидается, что рост поставок всех гражданских вертолетов вплоть до 2030 г. будет сохраняться на уровне 3%, то есть в пределах статистической погрешности. Объем поставок средних вертолетов, если не произойдет чрезвычайных событий вроде резкого роста цен на углеводороды, вероятно будет снижаться.

Негативная конъюктура рынка отразилась на всех производителях вертолетов в мире, не исключая «Вертолеты России».  В 2016 г. выручка холдинга упала на 2,5% до 214 млрд. рублей, а прибыль сократилась почти в три раза — с 42,2 млрд. до 16,2 млрд. руб. В 2016 г. холдинг поставил 189 вертолетов всех типов, на 10,8% меньше, чем в 2015 г. На 20% в 2016 г. сократился портфель заказов.

В сложившейся непростой ситуации руководство холдинга сместило акцент с военного вертолетостроения на гражданское. Неслучайно поэтому три из пяти представленных на авиасалоне МАКС вертолетов семейства Ми-8 производства У-УАЗ – гражданские. 

Наверх