Ваша реклама могла бы быть тут

Зарубежная вертолетостроительная индустрия Кризис прошел?

В последнее время мы все чаще слышим, что мировая экономика преодолела последствия недавнего кризиса и промышленное производство, равно как и заказы государственных и частных компаний, начинают постепенно расти. Данное утверждение не лишено оснований, что прекрасно видно на примере результатов работы за 2012 год ведущих западных вертолетостроительных компаний. Краткий обзор их деятельности мы предлагаем вниманию читателей в данной публикации.

 

 

«Еврокоптер»

Европейский консорциум «Еврокоптер Груп» (Eurocopter Group, далее «Еврокоптер») является на сегодня, пожалуй, крупнейшей вертолетостроительной фирмой мира. Как в части, касающейся объемов продаж в денежном выражении, так и в области количественных продаж вертолетов с газотурбинными двигателями.

Он был сформирован в 1992 году путем слияния вертолетостроительных подразделений французской «Аэроспатьяль» (Aerospatiale) и немецкой «Даймлер-Бенц Аэроспейс АГ» (Daimler-Benz Aerospace AG), которые ведут свою историю, соответственно, от французских компаний «Блерио» (Bleriot) и «Лиоре-е-Оливье» (Liore et Olivier), и немецких «Мессершмитт» (Messerschmitt) и «Фоке-Вульф» (Focke-Wulf). Позже в «Еврокоптер» влили и вертолетные мощности испанской «КАСА» («CASA»), вошедшей в состав головного для «Еврокоптера» концерна «ИЭйДиЭс» («EADS»). Основные производственные мощности компании находятся в Мариньяне и Ля-Курневе (Франция), Донаувёрте, Оттобруне и Касселе (Германия) и Альбасете и Мадриде (Испания). Кроме того, по всему миру разбросаны еще более 20 различных мелких дочерних компаний. В общей сложности на сегодня в полутора сотнях стран мира эксплуатируется около 10500 вертолетов компании «Еврокоптер».

По итогам 2012 года «Еврокоптер», объявленная во Франции в прошлом году лучшей компанией-работодателем, поставила заказчикам 475 вертолетов военного и гражданского назначения, что на 5,6% меньше показателя 2011 года (503 вертолета).

За отчетный период компания получила рекордную в своей истории выручку 6,264 млрд евро, что на 15,7% превысило показатель предыдущего года (5,415 млрд евро, в свою очередь больше показателя 2010 года на 12,5%, а средний прирост в период 2006-2012 годах составил, по расчетам аналитиков компании, около 9%). В то же время операционная прибыль (имеется ввиду EBIT – Earnings Before Interest and Taxes – прибыль до вычета процентов и налогообложения) достигла 311 млн евро – на 20,1% лучше, чем в 2011 году (259 млн евро).

По оценкам специалистов компании, прирост выручки и чистой прибыли в прошлом году были обеспечены преимущественно за счет возросшей активности в области технического обслуживания, ремонта и модернизации ранее поставленных вертолетов. Хотя, конечно, основная часть выручки все равно пришлась на поставки собственно вертолетов – 49% (в 2011 году – 51%), тогда как всевозможные «услуги» составили 42% от совокупной выручки компании (2011 год – 38%), а другие направления деятельности – 9% (11%). Причем 54% выручки за 2012 год принес военный сектор, тогда как на гражданские вертолеты пришлось 46% от совокупной выручки.

В прошлом году ситуация была иная. Наиболее прибыльным в 2011 году был, наоборот, коммерческий рынок – 53% выручки пришлось на гражданские вертолеты, тогда как на военные – 47%. Если же рассматривать характер поступившей в 2011 году выручки, то больше всего ее принесли поставки серийных вертолетов военного и гражданского назначения, тогда как на послепродажное обслуживание и услуги пришлось 38%, а на перспективные разработки на средства заказчика и другие работы – 11%.

Расходы на НИОКР, финансируемые из собственного бюджета компании, в 2012 году достигли отметки 297 млн евро (4,7% от выручки), что на 26,4% превысило показатель предыдущего года – 235 млн евро (4,3% от выручки). Капитальные расходы компании за 2012 год – 323 млн евро (в 2011 году – 200 млн евро).

Среди наиболее интересных событий 2012 года можно отметить:

- официальный старт программ усовершенствованных коммерческих моделей вертолетов EC130 T2 и EC145 T2;

- первый полет первого серийного ЕС175. Программа создания многоцелевого вертолета в классе 7 тонн реализуется совместно «Еврокоптером» и китайскими вертолетостроителями. В рамках Парижского авиасалона 2011 года прошла первая публичная демонстрация одного из двух прототипов, построенных для программы летных испытаний;

- поставка армейской авиации ВС Франции и Бельгии первых военно-транспортных вертолетов NH90 TTH «Кайман» (Caiman, в переводе – «Кайман»; TTH – от Tactical Transport Helicopter, что можно перевести как «Тактический транспортный вертолет») в окончательной операционной конфигурации (Final Operational Configuration).

Программа NH90, напомним, реализуется компаниями «Агуста Уэстланд» (32%), «Еврокоптер» (62,5%) и «Фоккер» (5,5%). Вариант NH90 TTH уже сертифицирован агентством NAHEMA (NATO Helicopter Design and Development, Production and Logistics Management Agency – Агентство по управлению проектированием, разработкой, производством и материально-техническим обеспечением вертолета НАТО), которое осуществляет реализацию проекта NH90, что позволило объявить программу разработки данной модификации полностью завершенной и перейти к этапу серийного производства.

9 декабря 2011 года официально началась эксплуатация NH90 NFH в авиации ВМС Франции – заказано 27 вертолетов NH90 NFH (NATO Fregat Helicopter, дословно – «Вертолет НАТО для базирования на кораблях класса «фрегат»; идут на замену «Супер Фрелон» («Super Frelon») и «Линкс» («Lynx»)) и 34 машины NH90 TTH; ВС Новой Зеландии – два NH90 TTH (по контракту от 31 июля 2006 года – 8 машин); ВС Норвегии –заказаны 14 вертолетов NH90 на замену «Линкс», а также ВМС Италии – заказаны 46 вертолетов NH90 NFH и десять NH90 TTH;

- поставка ВМС Франции и Нидерландов первых корабельных вертолетов NH90 NFH в конфигурации «Step B» («Этап Б»);

- поставка ВС Германии первого NH90 TTH в варианте медико-эвакуационного, а также отправка Бундесвером тактической группы в составе четырех боевых вертолетов «Тигр» (Tiger) в Афганистан;

- передача МО Великобритании первого модернизированного вертолета «Пума» Mk 2 (Puma Mk2), а ВС Германии – первого модернизированного транспортного вертолета CH-53GA;

- передача в марте 2012 г. американской армейской авиации с завода компании «ИЭйДиЭс Норт Америка» («EADS North America») 200-го по счету легкого многоцелевого вертолета UH-72A «Лакота» LUH (Lakota; Light Utility Helicopter – «Легкий многоцелевой вертолет»; плюс еще пять вертолетов в модификации H-72A были поставлены ВМС США – для подготовки летчиков-испытателей). Причем это первая серийная машина, оснащенная новым комплектом оборудования для решения задач в интересах батальонов обеспечения безопасности и оказания поддержки из состава армейских подразделений Национальной гвардии США (Security and Support (S&S) Battalion Mission Equipment Package (MEP)).

В состав комплекта входят комбинированная оптико-электронная / инфракрасная камера, поисковый прожектор мощностью 30 млн свечей, консоль заднего наблюдателя с 15-дюймовым дисплеем, усовершенствованные системы тактической связи, система передачи цифровых и аналоговых видеоданных, 10,4-дюймовые (26,4 см) вспомогательные дисплеи пилотов, цифровой видеомагнитофон, а также системы управления видеоаппаратурой. Еще одним достижением для данных машин в прошлом году стал переход рубежа в 100 тыс. часов налета. Всего, напомним, Сухопутные войска и Национальная гвардия США должны получить до 2016 года 346 вертолетов UH-72A, которые выпускаются на предприятии в Колумбусе, штат Миссисипи (США), и должны заменить собой все старые вертолеты OH-58 и UH-1 в авиации Национальной гвардии, а также UH-60 «Блэк Хок» («Black Hawk») в армейской авиации СВ США;

- проведение специалистами «ИЭйДиЭс Норт Америка» первой демонстрации представителям ВС США вооруженного разведывательного варианта вертолета UH-72A «Лакота», получившего рабочее обозначение AAS-72X+ (AAS – от Armed Aerial Scout, что можно перевести с английского как «Вооруженный воздушный разведчик»).

Разработка двухдвигательного разведывательно-ударного вертолета AAS-72X ведется североамериканским подразделением концерна «ИЭйДиЭС» (EADS North America) на собственные средства (рабочая кооперация – компании «Еврокоптер» и «Локхид Мартин»), в 2010 году были собраны три технических демонстратора, а в апреле 2011 года состоялся первый демонстрационный полет для потенциального заказчика, в рамках которого проводилась показательная эксплуатация различных бортовых системы, включая систему обмена данными с БЛА (первый полет первый опытный экземпляр совершил еще в декабре 2010 года). Вертолет создается на базе вертолета UH-72A «Лакота», военного варианта гражданского ЕС145, для участия в тендере СВ США на перспективный разведывательно-ударный вертолет – здесь его конкурентом будет вертолет «Рейдер» компании «Сикорский» (о нем будет рассказано в соответствующем разделе данного материала). Сборка вертолета будет выполняться в Коламбусе (США);

- поставка заказчику первого модернизированного вертолета модели AS350 B3e и первого вертолета модификации EC130 T2. Обе машины принадлежат популярному в мире семейству «Экьюрель» («Ecureuil», в переводе с французского – «Белка»);

- поставка 500-го по счету вертолета семейства ЕС145;

- ввод в эксплуатацию пяти полнопилотажных тренажеров, расположенных в разных странах мира, после чего парк таких тренажеров, находящихся в распоряжении компании «Eurocopter», достиг 20 единиц;

- организация в Мексике совместно с компанией «Турбомека» («Turbomeca») учебного центра подготовки специалистов по ремонту и наладке двигателей;

- первый контракт (заказ) на новую модель AS332C1e «Супер Пума» («Super Puma») – от компании «Старлайт Авиэйшн» («Starlite Aviation»), первый контракт с Бангладеш на поставку коммерческих вертолетов (два EC130 B4 для компании «R&R Aviation»), а также турне, совершенное по США вертолетом-демонстратором технологий Х3, включая демонстрацию его возможностей специалистам ВС США.

В течение 2012 года специалистам компании удалось получить новых заказов на поставку вертолетов и проведение различных работ на общую сумму 5,392 млрд евро. Прирост по сравнению с предыдущим годом составил 15,2%. Для справки, в 2011 году компания получила заказы и контракты по всему спектру направлений своей деятельности на общую сумму 4,679 млрд евро, в 2010 году – 4,3 млрд евро, в 2009 году – 5,8 млрд евро, а в 2008 году – на сумму 4,9 млрд евро.

При этом в общем объеме заказов, полученных компанией в 2012 году, на серийное производство пришлось 45%, на послепродажное обслуживание и сервис – 47%, а еще 8% - на иные работы (например, выпуск комплектующих для авиалайнера А350). Подавляющее большинство заказов получено в гражданском сегменте – 69%, тогда как на военные заказы пришлось только 31% (в 2011 году – соответственно 68% и 32%). Еще одна особенность заказов европейской вертолетостроительной компании за минувший год – почти три четверти из них, 72%, пришлись на экспорт и лишь 28% - на внутренний рынок. Годом ранее соотношение было 77% и 23% соответственно.

Если же брать только заказы на новые вертолеты, то в течение 2012 года компания получила «чистые» заказы на 469 новых вертолетов общей каталожной стоимостью 5392 млн евро, что на 12 машин или 2,6% превысило показатель 2011 года – тогда было получено заказов на 457 вертолетов военного и гражданского назначения на общую сумму 4679 млн евро (прирост по стоимости 15,2%). Еще годом ранее, в 2010 году, количество заказов на новые вертолеты было еще меньше – только 346. Заказы по типам вертолетов распределились следующим образом: ЕС120 «Колибри» («Colibri») – 9 машин (в 2011 г. – 13 машин), семейство ЕС130 «Экьюрель» / «Фенек» («Fennec», так именуется сахарская лисица) – 249 (238), EC135 – 63 (42), EC145, включая американские UH-72A «Лакота», – 81 (104), семейство EC155 «Дофин» («Dauphin», в данном случае переводится как «Дельфин») / «Пантера» («Panther») – 11 (21), EC175 – 19 (4), семейство ЕС225/ЕС725 «Супер Пума» / «Кугар» («Cougar», в переводе с французского – «Кугуар») – 37 (35).

В итоге, на конец 2012 года портфель заказов компании «Еврокоптер» составил 1070 вертолетов – на шесть меньше, чем в конце 2011 года (1076 вертолетов, сокращение портфеля заказов на 0,6%). В стоимостном отношении портфель заказов на конец 2012 года составил 12942 млн евро, что почти на 900 млн евро меньше показателя на конец 2011 года, когда он оценивался в сумму 13814 млн евро (падение на 6,3%).

Сокращение портфеля заказов европейского вертолетостроительного консорциума наблюдается уже не первый год подряд. В частности по итогам 2011 года по сравнению с предыдущим отчетным периодом, 2010 годом, сокращение составило 46 вертолетов в численном выражении и 736 млн евро в финансовом. Наглядно проследить «усыхание» портфеля заказов можно на показателях по состоянию на конец каждого из четырех кварталов 2011 года: 14506 млн евро, 14116 млн евро, 13852 млн евро и 13814 млн евро. Получается, что в течение 2011 года компания существенно нарастила поставки вертолетов по контрактам предыдущих лет, а набранное большее – относительно 2010 года – количество «чистых» заказов не компенсировало потери, понесенные портфелем заказов компании в ходе предшествующих кризисных лет. Аналогичная тенденция в отношении изменения портфеля заказов имела место и в 2012 году, поэтому руководству «Еврокоптера» в текущем году, по большому счету, необходимо предпринять срочные и эффективные меры с целью стабилизации портфеля заказов, характеристика которого самым непосредственным образом влияет на перспективы развития любой компании.

Планами работы на 2013 год предусматривается увеличение объема поставок новых вертолетов более чем на 15% от показателя предыдущего года, включая продолжение поставок военных вертолетов «Супер Пума», «Экьюрель», NH90 и «Тигр», а также налаживание серийного выпуска гражданских ЕС175. При этом руководство компании особо подчеркивает, что в ходе реализации производственных программ все большее внимание будет уделяться соблюдению различных технологий бережливости и экономии, а также поддержание высокой степени экологичности производства.

Будут продолжены и активные работы по программам вертолетов-демонстраторов Х3 и Х4.

В рамках программы Х3 на базе планера вертолета ЕС155 по схеме винтокрыла с одним пятилопастным несущим винтом и двумя тянущими воздушными винтами, расположенными на коротком крыле, создан прототип так называемого гибридного скоростного вертолета. Он приступил к летным испытаниям 6 сентября 2010 года и вскоре смог развить крейсерскую скорость более 410 км/час, а 12 мая 2011 года прототип развил на испытаниях в горизонтальном полете максимальную скорость 430 км/час, которую смог поддерживать в течение нескольких минут. В рамках Парижского авиасалона в июне 2011 года состоялся первый публичный дебют Х3.

По мнению специалистов «Еврокоптер», вертолет данной схемы благодаря совмещенным достоинствам вертолета (вертикальный взлет/посадка) и самолета (скоростной горизонтальный полет) может с высокой эффективностью использоваться для решения таких задач, как поисково-спасательные и медико-эвакуационные задачи, пограничная охрана и работа в интересах полиции, перевозка пассажиров, работа в качестве корпоративного транспорта и на морских нефтепромыслах, а также применение в военных целях – обеспечение действий сил спецназа, оперативная переброска войск и грузов, боевые поисково-спасательные операции и пр. Однако практическую отдачу от программы Х3 разработчик ожидает лишь на рубеже 2020 года.

В рамках программы Х4 создается вертолет-демонстратор нового поколения взлетной массой 4-5 тонн, рассматривающийся в качестве замены семействам AS365 и ЕС155. Евросоюз одобрил выделение «Еврокоптеру» со стороны правительства Франции займа в 143 млн евро на программу Х4, который компания вернет в перспективе с доходов от продаж. По заявлению руководителя «Еврокоптера» Лутца Бертлинга, на Х4 предусматривается «уменьшить шум на 70%, а расход топлива – на 30%». Общая стоимость программы составляет, по данным компании, порядка 1,5 млрд евро, первый полет первой модификации Х4 запланирован на 2015 год, а начало поставок – на 2017 год. Второй, усовершенствованный вариант Х4, на котором установят электродистанционную систему управления и более совершенную авионику, должен появиться к 2020 году.

В случае успешной реализации этих планов, конкуренция на рынке вертолетной техники еще больше обострится – есть над чем задуматься российским вертолетостроителям. Причем после Х4 с интервалом примерно по два года каждый появятся вертолеты Х6 и Х9, что они из себя будут представлять – увидим в будущем.

В заключение – несколько слов еще об одной перспективной программе, реализуемой компанией. В рамках программы «Сурион» (Surion) специалисты «Еврокоптер» в кооперации с южнокорейской «Кореа Аэроспейс Индастриз» (Korea Aerospace Industries) создают многоцелевой двухдвигательный вертолет взлетной массой 8,7 тонны, с экипажем из двух человек и десантом из 16 человек. На долю «Еврокоптера», выбранного южнокорейцами в качестве главного партнера по программе в декабре 2005 году, приходится 30% в фазе разработки и испытаний, а также 20% в фазе серийного производства. В январе 2011 года сформировано совместное предприятие «KAI-EC» для маркетинга и продаж новых машин на экспорт.

Главным заказчиком вертолета на сегодня является южнокорейское Минобороны. Стоимость программы разработки и испытаний опытных машин, реализуемую с 2006 года, оценивается в размере 850 млн евро, объем заказов – 245 машин для военного заказчика (стоимость контракта от МО Южной Кореи оценивается в размере 2,9 млрд евро). Также прогнозируется продажа в течение следующих 10 лет порядка 250-300 вертолетов на гражданском рынке. Первый полет состоялся 10 марта 2010 года, поставки первых машин запланированы на третий квартал 2012 года.

Интересно, что в рамках выставки вооружения и военной техники в Сеуле, прошедшей в октябре 2011 года, было объявлено о наличии планов создания также корабельной версии вертолета «Сурион», получившей рабочее обозначение KNH (Korea Naval Helicopter) и предусматривающей активное участие израильской компании «Элбит» (Elbit). Кроме того, «Еврокоптер» принял решение участвовать с вертолетом «Тигр» в тендере МО Южной Кореи на перспективный ударный вертолет – южнокорейские военные намерены приобрести 36 машин данного класса (программа AH-X).

 

«Агуста Уэстланд»

Компания «Агуста Уэстланд» (AgustaWestland) образована путем слияния двух всемирно известных вертолетостроительных компаний – «Агуста» и «Уэстланд», вступивших в вертолетостроительный бизнес в 1950-е годы. Причем первый опыт совместной работы они получили задолго до слияния: в 1964 году компания «Уэстланд» приступила к лицензионной постройке вертолета Agusta AB47G – на предприятии в Йеовилле было выпущено две с половиной сотни таких машин. В 2001 году головные корпорации этих компаний – соответственно итальянская «Финмекканика» (Finmeccanica S.p.A.) и британская «ДжиКейЭн» («GKN») – приняли решение о формировании совместного предприятия, в доле 50/50, которое получило название путем бесхитростного слияния названий двух компаний, а в начале 2010 года в состав СП вошла польская компания «ПЗЛ Свидник» (PZL-Swidnik).

Сегодня «Агуста Уэстланд» насчитывает более 13 тыс. сотрудников (2012 год – 13050 чел., 2011 год – 13303 чел., 2010 год – 13573 чел.) и занимается разработкой, серийным выпуском и техническим обслуживанием вертолетов военного и гражданского назначения, а с 2011 года – и конвертопланов AW609. Кроме того, она участвует в ряде международных вертолетостротельных программ, таких как NH90, CH-47F и др. При этом следует особо отметить – руководство «Финмекканики» относит свой вертолетостроительный бизнес к трем стратегическим секторам, на которых корпорация будет сосредотачивать основные внимание и ресурсы в обозримой перспективе.

Выручка компании по итогам 2012 года составила 4,243 млрд евро (24,6% от общей выручки холдинга), что более чем на 300 млн евро или на 8,4% превысило показатель 2011 года (3,915 млрд евро или 22,6% общей выручки «Финмекканики»), а выручка в 2010 году была 3,644 млрд евро. Причем по оценке аналитиков холдинга, вертолетостроительный бизнес в минувшем году оказал значительное положительно влияние на результаты работы «Финмекканика». Так, к примеру, рост выручки в четвертом квартале 2012 года на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (1,266 млрд евро против 1,160 млрд евро), по мнению руководства «Финмекканика» был обеспечен именно благодаря успешной работе вертолетостроительного бизнеса и в частности – ввиду успешных продаж вертолетов AW139 и AW101. В перспективе ожидается значительный вклад в выручку от реализации программы вертолета AW169, первый опытный экземпляр которого был облетан в мае 2012 года.

В минувшем году важное событие произошло в программе AW139 – в декабре из сборочного цеха был выкачен первый вертолет российской сборки, который чуть позже успешно выполнил висение, а уже в этом году – первый полет. Среди других важных событий можно отметить поставку первого вертолета «Гранд Нью» («GrandNew») на чилийский рынок; поступление в эксплуатацию ВВС Италии первого из десяти поисково-спасательных HH-139A; первый полет – в мае 2012 года – опытного легкого 4,5-тонного вертолета AW169 (в 2013 году к испытаниям планируется подключить четвертый прототип); подписание предварительного соглашения с «Вертолетами России» по вопросу совместной разработки нового легкого однодвигательного вертолета в классе 2,5 тонны; передача МО Великобритании первого многоцелевого вертолета AW159 «Уайлдкэт» («Wildcat») – состояния полной готовности вертолеты должны достичь в СВ в 2014 году, а в ВМС – в 2015 году, и, наконец, поставка 500-го по счету вертолета семейства AW139.

Распределение выручки по сегментам и географическим регионам на 2012 год, к сожалению, найти не удалось, но в 2011 году оно выглядело так:

- по сегментам: продажи военных вертолетов – 22%, продажи гражданских вертолетов – 20%, продажи продукции двойного назначения – 16%, послепродажная поддержка – 37%, а инженерные услуги – 5%. В перспективе компания ожидает некоторого снижения объема военных заказов – примерно с 2015 года, но одновременно – роста заказов на вертолетную технику и сопутствующие услуги в гражданском секторе – к 2021 году доля гражданских заказов должна дойти с нынешних 25% до примерно 50%;

- по регионам: Италия – 9%, Великобритания – 28%, остальная Европа – 21%, США – 6%, остальной мир – 36%.

Операционная прибыль «Агусты Уэстланд» в 2012 году составила 473 млн евро (43,8% от общей операционной прибыли «Финмекканика»), что на 56 млн евро или 13,4% больше чем в 2011 года (417 млн евро) и на 14,5% больше, чем в 2010 году (413 млн евро).

Расходы на НИОКР в 2012 году – 506 млн евро или 26,2% общих расходов по холдингу – на 34 млн евро (7,2%) выше показателя 2011 года, когда расходы на НИОКР достигли 472 млн евро (23,4% от общих расходов на НИОКР в холдинге). Основными направлениями работ здесь были: оборудование и технологии для военного варианта нового 8-тонного вертолета AW149; разработка многоцелевых модификаций конвертоплана AW609 для использования их при решении задач обеспечения национальной безопасности; разработка двухдвигательного 4,5-тонного вертолета AW169. Кроме того, «Агуста Уэстланд» объявила о начале работ по перспективному конвертоплану, получившему рабочее название «Эрика» («Erica»).

Объем инвестиций компании на конец 2012 года составил 250 млн евро, тогда как годом ранее инвестиции составили 467 млн евро.

В минувшем году итальянские вертолетостроители набрали заказов совокупной стоимостью 4,013 млрд евро – на 50 млн евро или 1,3% выше чем в 2011 году (3,963 млрд евро). Вертолетостроительные заказы составили 24% от совокупных заказов «Финмекканики» (16,703 млрд евро). Причем 69,3% суммы заказов пришлось на поставки новых или модернизацию уже имеющихся вертолетов, а остальные 30,7% - на поставку запчастей, послепродажное обслуживание и другие услуги. В 2011 году соотношение было иным: заказы на новые и модернизированные вертолеты – 55,4%, послепродажное обслуживание, промышленное производство, инженерные и иные услуги – 44,6%. Наибольший вклад в новые заказы внесли программы AW169 и AW189 – всего 98 заказов.

Среди заказов от силовых ведомств и иных госорганизаций можно отметить:

- контракт на комплексное техобслуживание вертолетов «Си Кинг» («Sea King») британских ВС (программа «SKIOS») стоимостью 260 млн фунтов стерлингов. Контракт рассчитан на период с 1 апреля 2013 года по март 2016 года, когда вертолеты будут сняты с вооружения;

- контракт на поставку семи AW139 в поисково-спасательной конфигурации для морской администрации Швеции и двух вертолетов в военной комплектации для СВ Таиланда с поставкой в 2014 году;

- соглашение с полицией Мэриленда (США) на поставку трех AW139, предназначенных для проведения медико-эвакуационных и поисково-спасательных операций, а также решения задач в интересах органов безопасности и правопорядка;

- контракты на поставку одного AW139 для полиции Бразилии и двух – для полиции Японии;

- контракт на пять AW169 для правительства ОАЭ;

- контракт на шесть вертолетов «Супер Линкс» 300 (Super Lynx 300) для неназванного заказчика из «южной части Средиземноморского региона»;

- соглашение на поставку одного AW109 для военной полиции Чили.

Среди коммерческих заказов можно отметить:

- контракты на семь AW139 и два AW189 от «Азербайджанских авиалиний». Вертолеты предназначены для использования в качестве медико-эвакуационных, VIP-транспортных, поисково-спасательных и обслуживания прибрежных объектов. Поставка начнется во второй половине 2013 года, стоимость контракта – 115 млн евро;

- контракт на два AW169 и один AW139 с компанией «Каан Эйир» («Kaan Air»; VIP-транспортные и корпоративные перевозки);

- контракт на поставку четырех AW139 с компанией «Хели Уан» («Heli One»);

- контракт на пятнадцать AW139 с «Галф Хеликоптерс» («Gulf Helicopters») для обслуживания нефтяных месторождений на Ближнем и Среднем Востоке;

- соглашение на поставку пяти поисково-спасательных и медико-эвакуационных вертолетов AW169 с компанией «Инаэр Авиэйшн Спейн» («Inaer Aviation Spain»);

- контракт с «СиЭйчСи Хеликоптер» («CHC Helicopter») на поставку десяти AW139 – поставка будет осуществлена в течение трех лет и увеличит численность парка данных машин, находящихся в эксплуатации у компании, до 44.

Стоимость портфеля заказов «Агуста Уэстланд» по состоянию на конец 2012 года составила 11,876 млрд евро, что на 2% меньше чем в 2011 году, когда портфель заказов оценивался в 12,121 млрд евро (на конец 2010 года – 12,162 млрд евро). Причем он составил почти 26,5% от стоимости совокупного портфеля заказов «Финмекканики» (44,908 млрд евро). Имеющегося портфеля заказов хватит на 2,5 года работы компании.

Распределение портфеля заказов по характеру деятельности: поставки новых и модернизация уже поставленных вертолетов – 67% совокупной стоимости портфеля заказов, а послепродажное обслуживание, включая поставки запчастей, предоставление инженерных и иных услуг – 33%. В 2011 году соотношение было иным: 64% портфеля заказов составляли заказы на новые и модернизированные вертолеты, а 36% - заказы на послепродажное обслуживание, разработки и иные услуги.

В заключение необходимо упомянуть и еще одно важное событие. 18 сентября 2012 года компания подписала с американской корпорацией «Нортроп Грумман» («Northrop Grumman») соглашение по совместному участию в тендере ВВС США на новый боевой поисково-спасательный вертолет (программа Combat Rescue Helicopter или CRH) и в перспективном тендере ВМС США на разработку нового президентского вертолета (программа VXX). А уже в начале с.г. компания провела демонстрацию военного варианта AW189 AAS, предназначенного для участия в тендере СВ США на вооруженный разведывательный вертолет (программа US Army Armed Aerial Scout).

Кроме того, 21 января 2013 года «Агуста Уэстланд» подписала меморандум о взаимопонимании с бразильской компанией «Эмбраер» («Embraer») по вопросу организации совместного производства на ее мощностях вертолетов разработки «Агуста Уэстланд», предназначенных для поставок военным и гражданским заказчикам в Бразилии и в других странах Латинской Америки.

Наверх