Ваша реклама могла бы быть тут

Из Жуковского в Жуковский перелетая МАКС-2017 прошел на высоте, а МАКС-2019 пройдет… там же!

Международный авиационно-космический салон МАКС традиционно проводится в подмосковном Жуковском раз в два года. Главными целями проведения данных салонов, уже давно ставших визитной карточкой России, являются демонстрация отечественных высоких технологий и открытости внутреннего рынка страны для совместных проектов с зарубежными партнерами; развитие производственной кооперации и поиск новых партнеров для делового сотрудничества в области авиации и космонавтики, а также эксплуатации авиакосмической техники военного, двойного и гражданского (коммерческого) назначения; демонстрация новых, в т.ч. опытных образцов летательных аппаратов военного и гражданского назначения, а также систем вооружения и различных бортовых систем и обеспечивающего оборудования (причем демонстрация большинства таких систем за рубежом просто невозможна по тем или иным причинам, что делает МАКС в этом плане уникальной демонстрационной площадкой); а также проведение научных конференций, симпозиумов и презентаций и др.

Естественно, что при таких глобальных целях необходима и широкая тематическая направленность российского авиасалона. В павильонной и наружной частях экспозиции выставки можно увидеть продукцию предприятий-участников по самому широкому ряду направлений: вооружение, техобслуживание и ремонт летательных и космических аппаратов, гражданская и военная авиация (самолето- и вертолетостроение), двигателестроение, беспилотные летательные аппараты (БЛА), дирижабли и аэростаты, тренажеры и имитаторы, материалы и технологии, военная техника и вооружение ПВО/ПРО, системы коммуникации и связи и, конечно, космос – национальная гордость России. Кроме того, важной отличительной особенностью МАКСа является красочная и насыщенная летная программа, сравниться с которой могут лишь 1-2 выставки в мире.

XIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2017 (организатор – Министерство промышленности и торговли РФ, устроитель – ОАО «Авиасалон»), проходивший в подмосковном Жуковском с 18 по 23 июля 2017 г., не только в полной мере соответствовал этим требованиям, но и стал знаковым по целому ряду причин.

Во-первых, он существенно превзошел МАКС-2015 по основным показателям: по общему масштабу выставочной и деловой программы; по масштабу участия российских и зарубежных компаний (в 2015 г. – около 700, в 2017 г. – около 900 компаний, включая 180 зарубежных из 36 стран мира), чьи экспозиции заняли только в павильонах площадь более 26 тыс. кв. м; по объему сделок – подписанных контрактов и различного рода соглашений (более подробно о деловой части салона – чуть ниже), а также по количеству посетителей (2015 г. – около 405 тыс., в 2017 г. – более 452 тыс., в т.ч. более 70 тыс. посетителей в первые три дня работы выставки – для специалистов). Число посетителей выставки, кстати, уже вплотную приблизилось к грандиозной отметке и на следующем авиасалоне, вполне возможно, в один из дней выставки мы будем чествовать ее 500-тысячного посетителя (имеется ввиду, конечно, 500-тысячного посетителя одной выставки, а не всех авиасалонов МАКС за всю историю).

Во-вторых, салон этого года по времени совпал с важными этапами в реализации целого ряда важных для российской авиакосмической промышленности программ, что позволило представить в рамках работы выставки достигнутые результаты. В свою очередь, это вызвало повышенный интерес к военной и гражданской продукции российского авиакосмического кластера промышленности со стороны зарубежных экспертов и потенциальных покупателей.

В-третьих, МАКС-2017 наглядно показал, что, несмотря на антироссийскую санкционную политику, осуществляемую со стороны ряда государств и межгосударственных объединений, ведущие разработчики и производители авиационной и космической техники многих стран мира считают целесообразным использовать российский авиасалон для демонстрации своих последних наработок, а российский рынок по-прежнему остается привлекателен для сбыта их продукции. Сугубо под зарубежные экспозиции было полностью отдано два павильона, да и в других иностранные разработчики и производители также присутствовали. Исключение, по понятным причинам, составила военная тематика западных стран – участников санкционного противостояния, но данную нишу с удовольствием заполнили другие страны и прежде всего Китай и Турция. При этом в выставочных павильонах был сформирован ряд национальных павильонов: Белоруссии, Германии, Индии, Италии, Ирана, Канады, Франции, Чехии и Швейцарии. Добавим также, что мероприятие в Жуковском, по данным организаторов салона, посетило более 50 официальных делегаций, что тоже является подтверждением тщетности изоляции России в этой сфере.

И, наконец, в-четвертых, беспрецедентно активной стала деловая часть авиасалона, благодаря чему МАКС еще более упрочил свои позиции в ряду ведущих мировых авиационно-космических мероприятий. В частности, в рамках работы авиасалона, по данным его организаторов, было проведено в общей сложности около 1,5 тыс. деловых встреч, переговоров и иных мероприятий, в которых приняли участие более тысячи компаний. Плюс к тому, резко возрос коммерческий потенциал МАКСа: совокупный объем подписанных контрактов и соглашений составил 394 млрд руб., а деловой потенциал салона, по данным организаторов, достиг даже 600 млрд руб.

В этом плане также стоит упомянуть и о впервые организованном на выставке коллективном стенде под названием «Сделано в Москве», в экспозициях которого удалось наглядно и эффективно представить инновационные предприятия столичного региона. По качеству представленных образцов бренд «Сделано в Москве» в скором времени вполне может стать широко известным не только в России, но и за рубежом. Впрочем, в определенной мере, это уже так и есть сегодня.

С другой стороны, организаторы авиасалона не забыли и о такой традиционной изюминке МАКСа, как демонстрационная программа (одна из лучших в мире, кстати). В ней приняли участие 8 пилотажных групп из разных стран мира, включая российские «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Русь», «Первый полет» и «Chelavia Team», группу из ОАЭ «Fursan Al Emarat» и латвийскую группу «Baltic Bees Jet Team», и 90 различных летательных аппаратов.

При этом впервые в программе демонстрационных полётов салона приняли участие учебно-тренировочный самолет Як-152, ударный вертолет Ми-28НЭ, цельнокомпозитный многоцелевой самолет-демонстратор ТВС-2-ДТС (машина, созданная в СибНИА им. С.А. Чаплыгина, впервые была облетана всего за неделю до начала выставки – в первый полет она отправилась 10 июля на новосибирском аэродроме Ельцовка, а затем самолет самостоятельно совершил перелет в Жуковский!), а также новый отечественный сельскохозяйственный самолет Т-500, и вовсе ставший сенсацией авиасалона (мы расскажем о нем далее).

Настоящей звездой летной программы стал новейший европейский авиалайнер А350-900, почти бесшумно паривший над головами восхищенных зрителей. Еще более сотни летательных аппаратов разных классов и типов демонстрировались на статической стоянке и в павильонах выставки. Во многом, именно демонстрационная программа привлекает в Жуковский каждый раз такое значительное количество простых зрителей – не профессионалов.

Причем показательно-демонстрационная часть авиасалона не стоит на месте. В частности, с 2015 г. в рамках выставки проводится Фестиваль Скорости МАКС – чрезвычайно зрелищная программа с разными дисциплинами и показательными заездами с участием именитых гонщиков, кульминацией которой стала битва между автомобилями и самолетами, завершившаяся счетом 3:3. Реванш обе стороны возьмут на МАКС-2019.

 

Общенациональная гордость России

«Развитие авиации и освоение космоса всегда интересовали российское общество. И сразу можно сказать – это значимая часть нашей общей культуры, а история отечественной космонавтики и авиастроения – предмет общенациональной гордости», – подчеркнул президент России Владимир Путин в своей приветственной речи к организаторам, участникам и гостям выставки МАКС-2017 во время официальной церемонии ее открытия. «В результате настойчивости, таланта его организаторов, всемерной поддержки государства МАКС действительно вышел на высокий уровень, стал ожидаемым событием для любителей аэрокосмической техники», – подчеркнул руководитель Российской Федерации, отмечая значительный вклад организаторов аэрокосмического салона в повышение его статуса на международной арене.

При этом организаторы и устроитель салона постоянно совершенствуют его формат, стремясь повысить качественные и количественные показатели, по которым обычно принято оценивать мероприятия подобного рода. Минувший МАКС в этом плане обратил на себя внимание существенно возросшим уровнем его деловой части (программы), что не осталось незамеченным со стороны профильных министров. Так, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отмети в этой связи: «Важно, что МАКС превращается в деловую площадку, участие в которой становится не только вопросом престижа, но и эффективным инструментом для установления партнерских отношений. За три дня были проведены переговоры по системе MatchMaking с участием преимущественно малых и средних компаний».

В ходе впервые организованных на полях авиасалона деловых брифингов ведущие отечественные авиапроизводители, такие как Объединенная авиастроительная корпорация и холдинг «Вертолеты России», представили потенциальным партнерам и поставщикам комплектующих свои ключевые гражданские программы. Именно такие мероприятия, по оценке экспертов, наилучшим образом позволяют заложить фундамент для дальнейшего сотрудничества. В новом формате были реализованы встречи по системе MatchMaking, о которой упоминал в своей речи министр Д. Мантуров. Причем программу этих встреч в проактивном режиме формировали специалисты специально образованного контактного центра. В общей сложности, по данным организаторов авиасалона, в период с 19 по 23 июля в Конгресс-центре и на стенде «Сделано в Москве» состоялась 1521 встреча, в которых приняли участие 1027 компаний. Результат, свидетельствующий о том, что авиакосмическая промышленность России, а также ряд смежных отраслей промышленности, не сидят без дела и активно развиваются, расширяют свою деятельность.

В рамках проведенного анкетирования участников этих переговоров специалистам удалось оценить масштаб сделок, которые заключались, либо обсуждались на МАКС-2017. В конечном итоге деловой потенциал минувшего авиасалона был оценен более чем в 600 млрд рублей: подписанные твердые контракты и соглашения о намерениях на поставку отечественной авиатехники российским и зарубежным эксплуатантам и лизингодателям – 394 млрд рублей; соглашения и меморандумы о сотрудничестве – 171 млрд рублей; переговоры о поставках продукции – около 36 млрд рублей.

Стоит предметно перечислить, на наш взгляд, крупнейшие контракты:

– твердый контракт между Объединенной авиастроительной корпорацией, лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг» и авиакомпанией «Аэрофлот – российские авиалинии» на поставку последней 20 самолетов Sukhoi Superjet 100 в двухклассной компоновке (12 мест бизнес-класса и 75 мест эконом-класса), в результате чего парк авиакомпании в итоге вырастет до 50 «суперджетов». Плюс, добавим, еще четыре SSJ100 прописала для себя в соглашении о намерениях с поставкой в 2021-22 гг. авиакомпания «Азимут», стремящаяся добиться статуса крупнейшего авиаперевозчика на юге России и уже законтрактовавшая ранее 12 «суперджетов»;

– контракт между лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) и авиакомпанией Red Wings на поставку в операционный лизинг на 12 лет в период 2019-22 гг. 16 самолетов МС-21-300 в одноклассной компоновке на 211 мест (в т.ч. четыре машины с отечественными двигателями ПД-14);

– соглашения о намерениях между компанией «Ильюшин Финанс Ко.» и рядом российских авиакомпаний на поставку в операционный лизинг 27 лайнеров МС-21-300 в разной компоновке (в это число, правда, входят и 15 самолетов, которые должны были поставляться авиакомпании «ВИМ-авиа», что в связи с последними событиями вокруг последней ставит сделку под вопрос);

– контракт между Корпорацией «Иркут» и авиакомпанией «Ангара» на поставку трех самолетов в модификации МС-21-300;

– соглашение о намерениях между Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) и АО «Гражданские самолеты Сухого» (входит в ОАК) по вопросу поставки 50 региональных самолетов Ил-114-300, сроки поставки которых согласуют до конца с.г.;

– отечественный вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» заключил целый ряд контрактов и соглашений на поставку вертолетов из своей продуктовой линейки, в т.ч. 12 Ми-8АМТ, 6 Ми-8МТВ-1 и 12 «Ансат» для ГТЛК (поставка до 2018 г.); два «Ансат» в медицинском исполнении для компании «Русские вертолетные системы» (в 2018 г.); 14 вертолетов для Китая – пять «Ансат» в медицинской комплектации, три транспортных Ми-171 и два пожарных Ка-32А11ВС для китайской компании «Юнайтед Хеликоптерс» (United Helicopters; поставки в 2017-18 гг.), плюс четыре военно-транспортных Ми-171Е (2018 г.); а Минобороны РФ в период до 2020 г., по словам замглавы ведомства Юрия Борисова, планирует закупить 15 многоцелевых Ми-38. В ходе авиасалона «Вертолеты России» также подписали совместное решение с авиакомпанией «ЮТэйр» о передаче последней в опытную эксплуатацию двух вертолетов Ми-171А2.

В области авиационного двигателестроения портфель контрактов авиасалона пополнился генеральным соглашением между «Вертолетами России» и ОДК, определяющим объемы поставок произведенных ОДК вертолетных двигателей ВК-2500, включая ВК-2500П/ПС, и ТВ7-117В на следующие 5 лет (общая сумма – 75 млрд рублей), а также контрактом на поставку китайскому заказчику четырех двигателей ВК-2500, которые могут быть установлены на машины Ми-17.

Следует также отметить, что Пермский край на развитие двигателестроения, но уже в ракетно-космической сфере, получит 8 млрд рублей, которые, по словам врио главы этого региона, будут выделены из федерального бюджета до 2021 г. «Проект предполагает комплексное развитие территории. Производственная площадка формируется за счет средств федерального бюджета, создается новое производство, рассчитанное на 20-30 лет вперед», – приводит слова руководителя агентство ТАСС. Речь здесь идет о строительстве технополиса «Новый Звездный» – инновационного территориального кластера ракетного двигателестроения в пермском микрорайоне Новые Ляды, ключевым проектом которого является реконструкция и техперевооружение производства для серийного изготовления агрегатов двигателя РД-191 российских РН «Ангара».

Впрочем, деловая программа – это не только и не столько переговоры о поставках и контракты с соглашениями. Это еще и многочисленные конференции, круглые столы, семинары и презентации, количество которых превысило полторы сотни. Открыл же деловую программу МАКС-2017 второй Евразийский аэрокосмический конгресс, на который зарегистрировалось порядка 680 делегатов.

«На мероприятиях обсуждались магистральные направления развития аэрокосмического сектора, технические и технологические новации, вызовы, стоящие перед индустрией, – отмечается в итоговом пресс-релизе ОАО «Авиасалон». – Эксперты в области самолетостроения и беспилотных летательных аппаратов представили свое видение перспектив развития рынка. Центральными темами для дискуссий стали перспективы цифровизации промышленности и перехода к «Производству 4.0», вопросы развития кадрового потенциала».

«Отечественная авиационная промышленность динамично трансформируется, воплощая на практике идеи цифровизации, – подчеркивает в этой связи замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров. – Новации, которые мы представили на салоне как «Индустрия 4.0.ru», вскоре заработают на предприятиях. Эффективность, гибкость и оперативность разработки и производства позволят нам расширить присутствие на международном рынке гражданской авиатехники за счет нового поколения продуктов, таких как МС-21».

 

Жуковские премьеры

Авиасалон этого года стал дебютной площадкой для целого ряда новинок, ряд из которых мы отметим. И начнем мы не как обычно многие репортажи – с боевой авиации или космической техники, а с небольшого труженика сельского хозяйства – отрасли, на которую сегодня российское руководство возлагает большие, стратегические надежды.

Речь о впервые показанном в павильонной экспозиции и в летной программе специализированном самолете нового поколения для выполнения авиахимработ Т-500, который разработан специалистами компании «МВЕН» из Татарстана и производится на обнинском предприятии ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина. «Этот уникальный самолет прекрасно вписался в летную программу МАКС-2017, целью которой, как правило, является демонстрация новых образцов авиационной техники, – подчеркивает гендиректор ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина Андрей Силкин. – Созданный полностью из композиционных материалов по новейшим авиационным технологиям Т-500 стал не только дебютом авиасалона, но и новым словом гражданской авиации».

Т-500 представляет собой одноместный низкоплан с тянущим воздушным винтом, планер которого полностью выполнен из композитов методом горячего формования, благодаря чему машина может эксплуатироваться в регионах со сложными климатическими условиями. Длина самолета – 7,7 м, высота – 2,3 м, размах крыла – 12,4 м, максимальная взлетная масса – 1475 кг, крейсерская скорость полета – 160 км/ч, максимальная дальность полета – 1000 км. Объем бака для химсмеси – 500 л. Причем установленная на машине форсуночная система распыления рассчитана на технологию ультрамалообъемного опрыскивания и позволяет проводить экономичную и эффективную обработку полей новейшими типами химических составов. За час самолет может обработать более 150 гектаров. Самолет оборудован быстродействующей парашютной системой спасения летчика и самолета, а шасси специальной конструкции позволяет успешно эксплуатировать Т-500 вне аэродромов.

Впрочем, наиболее зрелищно, конечно, на МАКС-2017, как и на любом другом авиасалоне, смотрелись боевые машины. Среди новинок в данной области: многофункциональный истребитель поколения 4++ МиГ-35, который был установлен снаружи павильона на эффектном подиуме с широкоформатными экранами и, как сообщил журналистам 14 июля 2017 г. гендиректор РСК «МиГ» Илья Тарасенко поступит в серийное производство в ближайшие два года, а также модернизированный вертолет Ми-171Ш-ВН, разработанный холдингом «Вертолеты России» для обеспечения действий сил специального назначения по борьбе с террористами и развернутый к производству в Улан-Удэ. «Технический облик вертолета Ми-171Ш-ВН был сформирован с учетом опыта боевого применения, в том числе в Сирии. В вертолете воплощен целый комплекс конструктивных особенностей, повышающих боевую эффективность и боевую живучесть машины», – отметил гендиректор вертолетостроительного холдинга Андрей Богинский.

Дебютантом салона в Жуковском стал также новейший российский учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як-152, который разработан ОКБ им. А.С. Яковлева и строится на Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут». Первый опытный Як-152 совершил первый полет еще 29 сентября 2016 г. (пилот – летчик-испытатель Василий Севастьянов), а на МАКС-2017 он демонстрировал свои возможности в рамках летной программы. Вторая же опытная машина, имевшая красно-бело-желтую окраску, привлекала внимание специалистов на статической стоянке. Одна из изюминок новой машины – наличие комплекса средств аварийного покидания с креслами СКС-94М2 разработки НПП «Звезда» им. Г.И. Северина, чего ранее на самолетах такого класса вовсе не было.

Следует сказать пару слов и о российском истребителе 5-го поколения Т-50, который новичком МАКСа назвать нельзя – он уже неоднократно срывал аплодисменты зрителей во время своих демонстрационных полетов на предшествующих салонах, но на этот раз самолет все равно стал ньюсмейкером. «Сегодня историческое событие, – заявил журналистам в ходе работы авиасалона 20 июля 2017 г. главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев. – В рамках авиасалона МАКС подписано предварительное заключение по государственным совместным испытаниям первого этапа опытного самолета Т-50. Переходим ко второму этапу испытаний. Также получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов». Уже после выставки, в августе, со слов генерал-полковника Виктора Бондарева стало известно, что уникальному самолету присвоено обозначение Су-57, под которым он и пойдет в войска.

В области вертолетной техники из новинок необходимо отметить следующие.

Вертолет «Ансат» с гидромеханической системой управления, который в медицинском варианте оснащения демонстрировался в павильоне Концерна «Радиоэлектронные технологии» и незадолго до выставки, весной с.г., оснащенный в опытном порядке новым комплексом авионики разработки Раменского приборостроительного конструкторского бюро, что позволило за счет замены в пилотской кабине традиционных электромеханических приборов на широкоформатные многофункциональные индикаторы реализовать концепцию «стеклянной» кабины, благодаря чему вертолет может эксплуатироваться как по правилам визуальных полетов и в простых метеоусловиях, так и по правилам полетов по приборам, а также в сложных метеоусловиях (плюс есть возможность инструментального захода на посадку в условиях плохой видимости, электронного картографирования местности и пр.).

Вертолет Ми-8АМТШ-ВА, предназначенный для эксплуатации в северных регионах страны при температурах до -60°С и широко известный сегодня как «арктический». Причем таких вертолетов на МАКСе было даже два – один, в красно-серой окраске, находился на статической стоянке ВКС РФ, а другой – в наружной экспозиции холдинга «Вертолетов России». По данным представителей последнего, контракт с МО РФ на поставку таких машин подписан в феврале 2016 г., на сегодня в ВКС и Морскую авиацию ВМФ поставлены пять вертолетов, в т.ч. ВКС – 4, ВМФ – 1 вертолет (более подробно о семействе вертолетов Ми-8 на МАКС-2017 см. АКО №5/2017 г.).

В экспозиции «Вертолетов России» можно было видеть модель перспективного вертолета соосной схемы – «Легкий многоцелевой вертолет» (ЛМВ, второе название – VRT500). Разработку его ведет КБ «ВР-Технологии», серийный выпуск планируется поручить Улан-Удэнскому авиазаводу. Расчетная взлетная масса – 1600 кг, полезная нагрузка – пять человек или 730 кг груза, крейсерская скорость – 225 км/ч, статический/практический потолок – 4100/6000 м, дальность полета – 860 км, максимальная продолжительность полета – 5,8 ч. «Опытный образец легкого многоцелевого вертолета для проведения летных испытаний планируется изготовить к концу 2019 г., – сообщил гендиректор КБ «ВР-Технологии» Александр Охонько. – К середине 2021 г. мы рассчитываем завершить испытания и сертифицировать машину, после чего она будет готова к выходу как на российский, так и на международный рынок». «В создании основных систем вертолета, разрабатываемых с учетом российских и международных норм и требований по безопасности, принимают участие ведущие российские и зарубежные компании, – говорится в пресс-релизе «Вертолетов России». – Сертифицированный, успевший заслужить популярность на мировом рынке двигатель, а также современные принципы организации технического обслуживания обеспечат конкурентоспособные эксплуатационные затраты и эксплуатационную готовность. ЛМВ планируется к сертификации в EASA».

Холдинг «Вертолеты России» также представил и новую разработку в области беспилотной авиации – модель БЛА вертолетного типа VRT-300 (ВРТ-300) с дизельным двигателем, работы по которому ведет КБ «ВР-Технологии». Его основные расчетные летно-технические характеристики следующие: максимальная взлетная масса – 300 кг, масса целевой нагрузки – 70 кг, максимальная скорость полета – 180 км/ч, радиус действия – 150 км, максимальная дальность радиосвязи при прямой видимости на высоте применения – 100 км, продолжительность полета – 5 ч, запас топлива – 120 л.

Особо следует отметить, что активно продолжаются работы по новому турбовинтовому двигателю ТВ7-117СТ, предназначенному для установки на перспективный российский легкий военно-транспортный самолет Ил-112В. Буквально накануне МАКС-2017 опытный двигатель с мотогондолой и воздушным винтом установили на крыло летающей лаборатории ЛИИ им. М.М. Громова – самолет Ил-76ЛЛ (№76492), после чего последняя была выставлена на статической стоянке авиасалона.

 

Главный военный экспортер доволен

Как видим, основные новинки, конечно, все же относятся к боевой авиатехнике, либо авиатехнике двойного назначения. В чем-то это оправдано, поскольку именно к такого рода авиатехнике российского производства проявляют все возрастающий интерес наши традиционные и новые зарубежные партнеры (заказчики).

Самым наглядным подтверждением право этих слов является оценка результатов работы на минувшем авиасалоне со стороны единственного российского госпосредника в области экспорта и импорта продукции военного и двойного назначения АО «Рособоронэкспорт» (входит в Госкорпорацию Ростех).

«В ходе деловой программы МАКС-2017 мы провели переговоры с более чем 50 иностранными делегациями, по результатам которых подписали 15 контрактных документов и соглашений о сотрудничестве. По просьбе партнеров наши специалисты провели более 50 презентаций для делегаций из 20 стран. Это превысило ожидаемый нами результат», – подчеркивает заместитель гендиректора Рособоронэкспорта Сергей Ладыгин, возглавляющий делегацию компании на МАКС-2017.

Согласно пресс-релизу компании, наибольший интерес со стороны иностранных заказчиков в ходе презентаций и показов был проявлен к самолетам Су-35, Су-32, Су-30СМЭ, МиГ-35, Як-130, Як-152, Ил-76МД-90А и вертолетам Ка-52, Ми-28НЭ, Ми-35М, Ми-17В-5, Ми-171Ш в арктическом варианте, Ансат и Ансат-У, Ми-38, Ми-26Т2. Кроме того, делегации стран-партнеров заинтересовались комплексами воздушной разведки с беспилотными летательными аппаратами большой продолжительности полета «Орион-Э» и комплексами с БЛА «Орлан-10Е», «Гранат-4Е», «Гранат-1Е», «Тахион».

«Большое внимание уделили комплексам и средствам ПВО: ЗРК «Бук-М2Э», ЗРПК «Панцирь-С1», ПЗРК «Верба», РЛС «Ниобий-СВ», «Горнист» и «Гармонь», ПУ «Поляна-Д4М1», АСУ ПЗРК, комплексам РЭБ «Репеллент» и «Поле-21», – подчеркивается в пресс-релизе. – Итоги проведенных переговоров подтвердили сохраняющийся интерес иностранных заказчиков к авиасалону и авиационно-космической технике, технике ПВО российского производства. Успешное применение российского оружия в реальных боевых условиях способствовало росту спроса у наших партнеров на зенитные ракетные системы С-400, а также самолеты Су-35 и Су-32».

Добавим, что на этот раз спецэкспортер представил на выставке в общей сложности более 160 образцов продукции военного назначения, которые преимущественно предназначены для ВВС и ПВО. Причем в целях повышения эффективности работы компания для демонстрации военной техники и вооружения впервые применила новейшие выставочные технологии: голографические мультимедийные каталоги и стол с эффектом левитации.

«Проведенная нами на МАКС-2017 работа и состоявшиеся встречи и переговоры, несомненно, будут способствовать продвижению российских вооружения и военной техники, налаживанию двусторонних контактов с представителями оборонных ведомств и иностранных предприятий промышленности, а также укреплению военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами», – подчеркивает Сергей Ладыгин.

В свою очередь директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Дмитрий Шугаев в ходе МАКС-2017 сообщил журналистам, что, во-первых, в июне 2017 г. от казахстанской стороны получен перечень продукции военного назначения, включающий 12 самолетов Су-30СМ; во-вторых, поставки самолетов Су-30СМ в Белоруссию планируется начать в 2018 г., а, в-третьих, до конца с.г. будут завершены поставки шести МиГ-29 в Сербию. О том, что в ближайшее время планируется завершить второй этап разработки российско-индийского истребителя пятого поколения (FGFA) на выставке сообщил гендиректор ГК Ростех Сергей Чемезов.

 

Разработки беспилотников идут опережающими темпами

Примечательная тенденция последнего времени – возрастание интереса к отечественным беспилотникам разного класса. И дело не только в том, что стремительно расширяется круг и объем задач, которые сегодня решают беспилотники (в частности, Сергей Ладыгин отметил, что число задач, выполняемых ударными БЛА, к 2025 г. вырастет с 3% до 60%), но и в том, что российская промышленность уже вывела и продолжает выводить на рынок беспилотные авиационные комплексы разного класса и назначения. «Весь мир идет по пути развития беспилотной авиации, в частности ударной авиации. Мы не имеем права отставать, поэтому мы аналогичным образом выполняем определенную работу в этом направлении. В будущем оператор будет сидеть на земле и владеть небом», – сообщили на МАКСе журналистам в ВКС РФ.

Среди потенциально прорывных для России разработок в данной области можно отметить разработки санкт-петербургской Группы «Кронштадт», в активе которой – создание БЛА типа «Орион-Э», военный вариант которого для российских ВС демонстрировался на выставке в ходе закрытого показа президенту РФ Владимиру Путину, а в перспективе – проекты тяжелых БЛА массой 5 т (проект «Фрегат» – БЛА по схеме конвертоплана) и 7 т (БЛА вертикального взлета с полезной нагрузкой до 1,5 т).

БЛА типа «Орион-Э» предназначен для ведения воздушной разведки и информационного обеспечения подразделений вооруженных сил. Он может вести воздушное патрулирование; выполнять доразведку наземных объектов для обеспечения целеуказания средствам поражения, корректировку огня и оценку его результатов; осуществлять топографическую разведку местности. Причем в наземном модуле управления комплекса, который вместе с различной целевой нагрузкой можно было видеть на выставке, реализован уникальный интуитивно понятный программный интерфейс, автоматизирующий контроль оператора за ходом выполнения миссии и позволяющий ему концентрировать внимание на самых важных задачах.

Основные ЛТХ, по данным разработчика, следующие: масса полезной нагрузки – 200 кг, радиус применения – 250 км, продолжительность полета – 24 часа, высота полета – 7500 м. В состав комплекса входят несколько БЛА, система автоматического взлета/посадки и аэродромное технологическое оборудование.

Отличительная особенность БЛА – низкая акустическая заметность, а благодаря энергоэкономичной электроимпульсной противообледенительной системе он может применяться в условиях обледенения. Планер – полностью композитный (и обшивка, и силовой набор), на борту – только электрические системы. Уровень новизны – фактически 100%. «За пять лет в стране разработаны технологии, которых вообще не существовало до того, как мы приступили к решению этой задачи, – подчеркивает генеральный конструктор комплекса Николай Долженков. – Нам пришлось оформлять в общей сложности более 100 технических заданий, из них 50 основных, крупных, на новые разработки».

Добавим, что в тот же день, когда Группа «Кронштадт» проводила презентацию БЛА типа «Орион-Э», компания «Рособоронэкспорт» подписала с разработчиком соглашение по экспортному продвижению комплекса воздушной разведки на базе такого БЛА. Приоритет здесь, по оценке российских специалистов, – это страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.

«По нашим оценкам, этот образец в перспективе может отвоевать существенную долю мирового объема рынка беспилотников. Таким образом, мы выйдем на одно из ведущих мест в мире по поставкам этих систем», – сообщил заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Ладыгин. Сделать это, имея таких конкурентов, как американцы, израильтяне и китайцы, будет непросто, но зато заставит разработчиков не почивать на лаврах достигнутого, а постоянно совершенствоваться.

Понятно, что при такой активности российских компаний в области беспилотной авиации фактически невостребованным со стороны специалистов остался китайский беспилотный дебютант салона – разведывательно-ударный беспилотник «Вин Лун» I того же, что и российский «Орион-Э», класса MALE (средней высотности и большой продолжительности полета).

Стремительное развитие беспилотной авиатехники в России не остается незамеченным и со стороны разработчиков и производителей различной целевой нагрузки, оборудования и систем. Так, среди новинок авионики в павильоне Концерна «Радиоэлектронные технологии» заметно обращала на себя внимание впервые представленная АО «Аэроприбор-Восход» система измерения высотно-скоростных параметров для беспилотного летательного аппарата СИВСП-БЛА, которая предназначена для измерения и вычисления воздушных параметров движения БЛА в воздушной среде в любое время года, а также во всех географических широтах.

 

Вместо послесловия

В ходе работы авиасалона МАКС-2017 и в последующие месяцы российские авиационные эксперты, можно даже сказать российская общественность, активно обсуждали намерение перенести МАКС из Жуковского в Кубинку с проведением его в рамках более широкого форума «Армия». Сторонников и противников такой идеи было и есть предостаточно, причем серьезные аргументы у той и другой стороны тоже имеются. И все же большинство экспертов было согласно с тем, что перенос такого престижного и завоевавшего высокий авторитет в мировом семействе авиационно-космических выставочных и деловых мероприятий салона, как МАКС, с «намоленного» места практически в чистое поле – дело сомнительное и на пользу ему, т.е. салону, не пойдет.

И вот 2 октября 2017 г. на официальном сайте авиасалона МАКС появилась небольшая, но имеющая чрезвычайно важное значение, новость. Со ссылкой на газету «Коммерсантъ» сообщалось, что 28 сентября президент Российской Федерации Владимир Путин поддержал рекомендацию Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве Российской Федерации о проведении Международных авиационно-космических салонов МАКС в г. Жуковский Московской области.

В докладе, подготовленном по данному вопросу специалистами ВПК, в качестве аргументов в пользу такого решения указывалось, что на площадке в Жуковском имеется необходимая аэродромная, выставочная, транспортная и прочая инфраструктура, не говоря уже о том, что «МАКС удачно встроен в график международных авиационных выставок, соответствует мировым стандартам и по числу участников является одним из мировых лидеров». Кроме того, особо подчеркивалось, что если авиасалон МАКС при всех указанных выше достоинствах финансируется без привлечения средств федерального бюджета, то, указано в заметке, «создание необходимой инфраструктуры на базе аэродрома Кубинка потребует значительных бюджетных и внебюджетных инвестиций».

Здравый смысл на этот раз, судя по всему, все же возобладал, что не может не радовать всех поклонников МАКСа, которых за годы его существования набралось отнюдь не мало. Так что до встречи на МАКС-2019, место встречи то же – г. Жуковский!

 

Наверх